Концерт музыки для органа и клавесина «Французский стиль»
6 +

Концерт музыки для органа и клавесина «Французский стиль»

Описание
Говоря о стиле – и волей-неволей определяя его как совокупность тех или иных относительно зафиксированных черт, – мы всегда имеем в виду нечто большее, что-то, что не может быть буквально сведено к этой совокупности, однако нуждается в ней как в необходимом условии своего появления и существования.

Своего рода «порталом» во французский стиль из германоцентричного органного дискурса можно считать пассакалию Андре Резона, тема которой была положена Бахом в основу его знаменитой BWV 582. Тема Резона – прозрачная, невесомая и вместе с тем сверкающая острыми гранями, возникающими от гармонического соприкосновения с холодным воздухом сопровождающих голосов – превращается у Баха в фундамент колоссальной формы, на котором возводятся всё новые и новые драматургические столпы. Встретившись с ней в первоначальном контексте – в органной мессе, после двух Kyrie, по-французски основательных и по-французски ярких, – мы видим эту тему не просто «в новых одеждах», но в совершенно иной реальности, где то, чем мы восхищаемся у Баха, становится совершенно неважным.

Гаспар Ле Ру – один из композиторов, попавших в тень своих современников: о его жизни и творчестве сохранились лишь отдельные сведения. Возможно, именно поэтому его музыка воспринимается сейчас на удивление свежо и непосредственно: невольные «шаблоны», возникающие в уме при мысли, к примеру, о музыке Рамо или Франсуа Куперена – уступают место непредвзятому созерцанию стиля, когда каждый новый поворот композиторского пера ощущается как нечто небывалое и единственное в своём роде.

Георг Муффат имел возможность наблюдать французский стиль в большей степени со стороны; это дало ему возможность осознанно выбирать из его тезауруса наиболее примечательные черты, создавая образцы «более похожие на оригинал», чем сам оригинал. Пример тому – знаменитая Пассакалия, взявшая многие черты из аналогичных французских форм, но едва ли имеющая среди них равную в полноте высказывания.

Исполнитель:
Татьяна Мордвинова (орган, клавесин)

В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus
Пассакалия из сборника Apparatus musico-organisticus

Андре Резон (ок. 1640–1719)
Из Мессы второго тона:
  Premier Kyrie (Plein Jeu)
  Second Kyrie (Fugue Grave)
  Christe (Trio en passacaille)

Гаспар Ле Ру (1670–1706)
Сюита in a
Сюита in d

Антуан Форкре (1672–1745)
Сюита № 4 соль минор
  La Marella
  La Clément
  La d`Aubonne (sarabande)
  La Bournonville
  La Sainscy
  La Carillon de Passy
  La Latour

 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург