Описание
Говоря о стиле – и волей-неволей определяя его как совокупность тех или иных относительно зафиксированных черт, – мы всегда имеем в виду нечто большее, что-то, что не может быть буквально сведено к этой совокупности, однако нуждается в ней как в необходимом условии своего появления и существования.
Своего рода «порталом» во французский стиль из германоцентричного органного дискурса можно считать пассакалию Андре Резона, тема которой была положена Бахом в основу его знаменитой BWV 582. Тема Резона – прозрачная, невесомая и вместе с тем сверкающая острыми гранями, возникающими от гармонического соприкосновения с холодным воздухом сопровождающих голосов – превращается у Баха в фундамент колоссальной формы, на котором возводятся всё новые и новые драматургические столпы. Встретившись с ней в первоначальном контексте – в органной мессе, после двух Kyrie, по-французски основательных и по-французски ярких, – мы видим эту тему не просто «в новых одеждах», но в совершенно иной реальности, где то, чем мы восхищаемся у Баха, становится совершенно неважным.
Гаспар Ле Ру – один из композиторов, попавших в тень своих современников: о его жизни и творчестве сохранились лишь отдельные сведения. Возможно, именно поэтому его музыка воспринимается сейчас на удивление свежо и непосредственно: невольные «шаблоны», возникающие в уме при мысли, к примеру, о музыке Рамо или Франсуа Куперена – уступают место непредвзятому созерцанию стиля, когда каждый новый поворот композиторского пера ощущается как нечто небывалое и единственное в своём роде.
Георг Муффат имел возможность наблюдать французский стиль в большей степени со стороны; это дало ему возможность осознанно выбирать из его тезауруса наиболее примечательные черты, создавая образцы «более похожие на оригинал», чем сам оригинал. Пример тому – знаменитая Пассакалия, взявшая многие черты из аналогичных французских форм, но едва ли имеющая среди них равную в полноте высказывания.
Исполнитель:
Татьяна Мордвинова (орган, клавесин)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Жан-Адам Гилен (ок. 1680–после 1739)
Из Сюиты второго тона:
Prelude
Tierce en Taille
Basse de Trompette
Trio de Flutes
Petit Plein jeu
Андре Резон (ок. 1640–1719)
Из Мессы второго тона:
Premier Kyrie (Plein Jeu)
Second Kyrie (Fugue Grave)
Christe (Trio en passacaille)
Dernier Kyrie (Dialogue)
Гаспар Ле Ру (1670–1706)
Сюита in d:
Prelude
Allemande ‘La Vauvert’
Courante
Sarabande Grave
Menuet
Passepied
Из Сюиты in a:
Prelude
Allemande
Courante
Sarabande
Sarabande en Rondeau
Панкрас Руайе (1703–1755)
Из Сюиты in c:
La Sensible (Rondeau)
Allemande
Антуан Форкре (1672–1745)
Из Сюиты № 4 in g:
La Carillon de Passy
La Latour
La Carillon de Passy da capo
Своего рода «порталом» во французский стиль из германоцентричного органного дискурса можно считать пассакалию Андре Резона, тема которой была положена Бахом в основу его знаменитой BWV 582. Тема Резона – прозрачная, невесомая и вместе с тем сверкающая острыми гранями, возникающими от гармонического соприкосновения с холодным воздухом сопровождающих голосов – превращается у Баха в фундамент колоссальной формы, на котором возводятся всё новые и новые драматургические столпы. Встретившись с ней в первоначальном контексте – в органной мессе, после двух Kyrie, по-французски основательных и по-французски ярких, – мы видим эту тему не просто «в новых одеждах», но в совершенно иной реальности, где то, чем мы восхищаемся у Баха, становится совершенно неважным.
Гаспар Ле Ру – один из композиторов, попавших в тень своих современников: о его жизни и творчестве сохранились лишь отдельные сведения. Возможно, именно поэтому его музыка воспринимается сейчас на удивление свежо и непосредственно: невольные «шаблоны», возникающие в уме при мысли, к примеру, о музыке Рамо или Франсуа Куперена – уступают место непредвзятому созерцанию стиля, когда каждый новый поворот композиторского пера ощущается как нечто небывалое и единственное в своём роде.
Георг Муффат имел возможность наблюдать французский стиль в большей степени со стороны; это дало ему возможность осознанно выбирать из его тезауруса наиболее примечательные черты, создавая образцы «более похожие на оригинал», чем сам оригинал. Пример тому – знаменитая Пассакалия, взявшая многие черты из аналогичных французских форм, но едва ли имеющая среди них равную в полноте высказывания.
Исполнитель:
Татьяна Мордвинова (орган, клавесин)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus
Пассакалия in g из сборника Apparatus musico-organisticus
Жан-Адам Гилен (ок. 1680–после 1739)
Из Сюиты второго тона:
Prelude
Tierce en Taille
Basse de Trompette
Trio de Flutes
Petit Plein jeu
Андре Резон (ок. 1640–1719)
Из Мессы второго тона:
Premier Kyrie (Plein Jeu)
Second Kyrie (Fugue Grave)
Christe (Trio en passacaille)
Dernier Kyrie (Dialogue)
Гаспар Ле Ру (1670–1706)
Сюита in d:
Prelude
Allemande ‘La Vauvert’
Courante
Sarabande Grave
Menuet
Passepied
Из Сюиты in a:
Prelude
Allemande
Courante
Sarabande
Sarabande en Rondeau
Панкрас Руайе (1703–1755)
Из Сюиты in c:
La Sensible (Rondeau)
Allemande
Антуан Форкре (1672–1745)
Из Сюиты № 4 in g:
La Carillon de Passy
La Latour
La Carillon de Passy da capo