Описание
Прозрачные фактуры камерных сонат Марена Маре и Жана-Мари Леклера с первых секунд отличаются от аналогичных итальянских жанров этого времени своим особым колоритом, напоминающим чуткому слушателю о французской пейзажной живописи XVII века. Слушая их, легко вспомнить картины Клода Лоррена – «первого из живописцев, кто сделал главной темой своих картин солнечное освещение, утреннее и вечернее... кто серьёзно заинтересовался живописным изображением воздуха, насыщенного светом и цветом». За ощущение мягкой дымки, мерцающего сумеречного освещения отвечает виола да гамба – инструмент, обладающий исключительно мягким и объёмным тембром. Иллюзия «зримого воздуха», объединяющего разные планы пространства в единый горизонт, в свою очередь, достигается за счёт группы континуо, богатой разнообразием тембров и создающей определённую «трёхмерность» звучания.
«Французские безумства, или Маски домино» – одно из знаковых произведений для Франсуа Куперена и французской клавесинной музыки в целом. Программность и аллегоричность, свойственная Франции с её пристрастием к иносказательности, накладываются здесь на неожиданный «бэкграунд» фолии – вариаций на неизменный бас, восходящих к испанской и итальянской ренессансной культуре. К 1720-м фолия становится полноправной частью французского музыкального и театрального дискурса, обретая выразительную мелодию, открывающую простор для варьирования соответствующего типа – того, что спустя некоторое время получит развитие как фактурно-орнаментальное. В этой пьесе Куперен, умело распоряжаясь театральной символикой с её устойчивыми характерными образами и семантикой цвета, излагает трагическую историю светлого чувства, оборачивающегося катастрофой.
Исполнители:
Полина Исхакова (скрипка)
Александра Меньшова (скрипка)
Филипп Гулидов (виола да гамба)
Алексей Канайкин (лютня)
Анна Савенкова (клавесин)
В программе:
Марен Маре (1656–1728)
Сюита № 7 соль мажор из третьей тетради пьес для виол
Prélude et caprice
Allemande
Courante
Sarabande
Gigue à l'angloise
La Guitare
Франсуа Куперен (1668–1733)
«Французские безумства, или Маски домино» из третьей тетради пьес для клавесина
Жан-Мари Леклер (1697–1764)
Трио-соната ре минор, op. 4 № 1
Adagio
Allegro ma non troppo
Largo
Allegro
Трио-соната ре мажор, op. 2 № 8
Adagio
Allegro
Sarabanda. Largo
Allegro assai
Марен Маре
Соната à la Marésienne для скрипки, виолы и клавесина
«Французские безумства, или Маски домино» – одно из знаковых произведений для Франсуа Куперена и французской клавесинной музыки в целом. Программность и аллегоричность, свойственная Франции с её пристрастием к иносказательности, накладываются здесь на неожиданный «бэкграунд» фолии – вариаций на неизменный бас, восходящих к испанской и итальянской ренессансной культуре. К 1720-м фолия становится полноправной частью французского музыкального и театрального дискурса, обретая выразительную мелодию, открывающую простор для варьирования соответствующего типа – того, что спустя некоторое время получит развитие как фактурно-орнаментальное. В этой пьесе Куперен, умело распоряжаясь театральной символикой с её устойчивыми характерными образами и семантикой цвета, излагает трагическую историю светлого чувства, оборачивающегося катастрофой.
Исполнители:
Полина Исхакова (скрипка)
Александра Меньшова (скрипка)
Филипп Гулидов (виола да гамба)
Алексей Канайкин (лютня)
Анна Савенкова (клавесин)
В программе:
Марен Маре (1656–1728)
Сюита № 7 соль мажор из третьей тетради пьес для виол
Prélude et caprice
Allemande
Courante
Sarabande
Gigue à l'angloise
La Guitare
Франсуа Куперен (1668–1733)
«Французские безумства, или Маски домино» из третьей тетради пьес для клавесина
Жан-Мари Леклер (1697–1764)
Трио-соната ре минор, op. 4 № 1
Adagio
Allegro ma non troppo
Largo
Allegro
Трио-соната ре мажор, op. 2 № 8
Adagio
Allegro
Sarabanda. Largo
Allegro assai
Марен Маре
Соната à la Marésienne для скрипки, виолы и клавесина