• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • Балет «Фея кукол»/ «Die Puppenfee»
    6 +

    Балет «Фея кукол»/ «Die Puppenfee»

    Продолжительность
    2 ч 00 мин
    Описание

    Одноактный балет
    Возрастная категория 6+

    Музыка Йозефа Байера
    Либретто Йозефа Хасрейтера и Франца Гауля
    Хореография Константина Сергеева

    Этот милый балет, поставленный в 1903 году братьями Сергеем и Николаем Легатами как аттракцион сменявших друг друга в разнообразных соло балетных звезд, в начале прошлого века исполняли Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Анна Павлова, Павел Гердт, Михаил Фокин. В танцах на музыку Байера и дополнивших его партитуру фрагментах Чайковского, Дриго, Рубинштейна и Лядова звезды петербургского балета блистали своими коронными трюками.

    Дебютная постановка братьев Легатов во многом своим успехом обязана и оформлению Льва Бакста. «Фея кукол» стала одной из первых театральных работ будущего фаворита взыскательной парижской публики и законодателя европейских мод. Шумный успех и новаторство парижских спектаклей «Русских сезонов» были впереди, а в кукольных костюмах и декорациях, изображавших Петербург середины XIX века, Бакст оттачивал мастерство. Как вспоминал потом друг и коллега художника Александр Бенуа, чья коллекция народных игрушек послужила поиску образов персонажей этого балета, «Левушка чрезвычайно увлекся работой над "Феей кукол"».

    Одной из причин, почему Бакст с особым жаром и вдохновением трудился над балетом, был роман с будущей супругой Любовью Гриценко. Заканчивая декорацию игрушечной лавки, влюбленный художник задумал написать портрет своей избранницы и приглашал ее позировать в декорационную мастерскую. Получившийся удачным портрет Бакст решил включить в декорацию. Модель не протестовала. «Фигура ее на холсте была аккуратно вырезана и пришита к общей "паддуге" среди всяких паяцов, кукол, барабанов, мячей, тележек и прочих игрушек, – вспоминал Бенуа. – Любовь Павловна висела в своем новомодном парижском черном платье и огромной черной шляпе! ‹…› Немалое, как тогда говорили, впечатление произвела эта чудаческая выходка художника на высокопоставленных зрителей... Все в зале спрашивали друг друга, что это за дама висит, как живая, среди игрушек? Таким образом, сердечная тайна влюбленных стала "басней города"…»

    «Фею кукол» публика любила. И хотя после революции, в 1920-е годы, когда в советской стране многие шедевры «царского прошлого» были поставлены под сомнение, спектакль сохранялся в репертуаре, и его не миновали несколько десятилетий забвения. В 1989 году о спектакле про кукол вспомнил художественный руководитель Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой Константин Сергеев, который в детстве еще мог видеть его на петроградской сцене. Сергеев вернул балет на сцену, сделав свою редакцию с расчетом на детское исполнение. Сегодня «Фея кукол» снова в репертуаре Академии русского балета имени А.Я. Вагановой.
    Ольга Макарова


    One-act ballet
    Age category 6+

    Music by Josef Bayer
    Libretto by Joseph Haßreiter and Franz Gaul
    Choreography by Konstantin Sergeyev

    This sweet ballet, staged in 1903 by the brothers Sergei and Nikolai Legat as an attraction of varied solos by ballet stars that followed one after another, was performed at the start of the last century by Mathilde Kschessinska, Vera Trefilova, Agrippina Vaganova, Olga Preobrazhenskaya, Anna Pavlova, Pavel Gerdt and Michel Fokine. In the dances to music by Bayer and additions made to his score by Tchaikovsky, Drigo, Rubinstein and Lyadov, the stars of the St Petersburg ballet dazzled audiences with their glittering skills.

    The first production by the Legat brothers to a great extent also owed its success to the designs by Léon Bakst. Die Puppenfee was one of the first theatre works staged by the future darling of the demanding Parisian public and trendsetter of European fashion. The sensational success and innovative nature of the Paris performances during the Saisons russes were ahead of their time, while in the doll-like costumes and sets depicting mid 19th century St Petersburg Bakst refined his skill. As the designer’s friend and colleague Alexandre Benois later recalled (his collection of folk toys served well in the search for images for the characters in the ballet), “Levushka (Léon) was totally absorbed with work on Die Puppenfee.”

    One of the reasons that Bakst worked with particular fervour and inspiration on this ballet was his romance with his wife-to-be Lyubov Gritsenko. Having completed the sets for the toy-shop, the besotted designer wanted to create a portrait of his beloved and invited her to pose in his set workshop. Bakst resolved to include the resultant successful portrait in the sets. His model did not protest. “Her figure on canvas was carefully cut out and sewn on to the general backdrop of various clowns, dolls, drums, swords, waggons and other toys,” Benois recalled, “Lyubov Pavlovna was hanging there in her fashionable Paris couture black dress and a huge black hat! ‹...› As they said back then, this eccentric decision by the designer made a great impression on the high-ranking audience... Everyone in the auditorium was asking each other who the woman was whose portrait was hanging, so lifelike among the toys? Thus the heartfelt secret of the lovers became ‘the fable of the city’”...

    The public adored Die Puppenfee. And although following the Revolution, in the 1920s when in the new Soviet country many masterpieces of the "imperial past" came into doubt, this production remained in the repertoire though it did not escape several decades of oblivion. In 1989 the production about the dolls was remembered by Konstantin Sergeyev, Artistic Director of the Leningrad Vaganova School of Dance; as a child he would have still been able to see it performed in St Petersburg. Sergeyev brought the ballet back to the stage, producing his own version as a production for child performers. Today Die Puppenfee is once again in the repertoire of the Vaganova Academy of Russian Ballet.
    Olga Makarova

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Февраль'2020 (1 мероприятие )
    1
    Февраля
    Суббота
    12:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 1200 - 4800
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург