балет Йозефа Байера
Спектакль Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой
Одноактный балет
Возрастная категория 6+
Продолжительность спектакля 55 минут
Спектакль идет без антракта
Музыка Йозефа Байера
Либретто Йозефа Хасрейтера и Франца Гауля
Хореография Константина Сергеева
В кукольной лавке начинается рабочий день. Хозяин отдает распоряжения приказчикам. Почтальон приносит письма, рассыльный доставляет коробки. Служанка просит приделать новую голову разбитой кукле. Первые покупательницы выбирают понравившиеся им игрушки. Пришедшим в лавку Купцу с женой и дочкой и семье Мистера Плумпетемера хозяин лавки показывает механические куклы. Стараясь удивить богатых покупателей, он демонстрирует самую красивую – Фею кукол. Своим танцем она приводит в восторг посетителей – каждой девочке хочется стать хозяйкой такой красавицы. Мистер Плумпетемер и купец расплачиваются и просят прислать покупки домой.
Как только последние посетители уходят, а хозяин закрывает лавку, куклы оживают. Фея приглашает кукол на бал.
Этот милый балет, поставленный в 1903 году братьями Сергеем и Николаем Легатами как аттракцион сменявших друг друга в разнообразных соло балетных звезд, в начале прошлого века исполняли Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Анна Павлова, Павел Гердт, Михаил Фокин. В танцах на музыку Байера и дополнивших его партитуру фрагментах Чайковского, Дриго, Рубинштейна и Лядова звезды петербургского балета блистали своими коронными трюками.
Дебютная постановка братьев Легатов во многом своим успехом обязана и оформлению Льва Бакста. «Фея кукол» стала одной из первых театральных работ будущего фаворита взыскательной парижской публики и законодателя европейских мод. Шумный успех и новаторство парижских спектаклей «Русских сезонов» были впереди, а в кукольных костюмах и декорациях, изображавших Петербург середины XIX века, Бакст оттачивал мастерство. Как вспоминал потом друг и коллега художника Александр Бенуа, чья коллекция народных игрушек послужила поиску образов персонажей этого балета, «Левушка чрезвычайно увлекся работой над "Феей кукол"». Одной из причин, почему Бакст с особым жаром и вдохновением трудился над балетом, был роман с будущей супругой Любовью Гриценко. Заканчивая декорацию игрушечной лавки, влюбленный художник задумал написать портрет своей избранницы и приглашал ее позировать в декорационную мастерскую. Получившийся удачным портрет Бакст решил включить в декорацию. Модель не протестовала. «Фигура ее на холсте была аккуратно вырезана и пришита к общей "паддуге" среди всяких паяцов, кукол, барабанов, мячей, тележек и прочих игрушек, – вспоминал Бенуа. – Любовь Павловна висела в своем новомодном парижском черном платье и огромной черной шляпе! ‹…› Немалое, как тогда говорили, впечатление произвела эта чудаческая выходка художника на высокопоставленных зрителей... Все в зале спрашивали друг друга, что это за дама висит, как живая, среди игрушек? Таким образом, сердечная тайна влюбленных стала "басней города"…»
«Фею кукол» публика любила. И хотя после революции, в 1920-е годы, когда в советской стране многие шедевры «царского прошлого» были поставлены под сомнение, спектакль сохранялся в репертуаре, и его не миновали несколько десятилетий забвения. В 1989 году о спектакле про кукол вспомнил художественный руководитель Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой Константин Сергеев, который в детстве еще мог видеть его на петроградской сцене. Сергеев вернул балет на сцену, сделав свою редакцию с расчетом на детское исполнение. Сегодня «Фея кукол» снова в репертуаре Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Ольга Макарова
Важная информация :