Одноактный балет «Федра»
балет на музыку Филипа Гласса
Спектакль Приморской сцены Мариинского театра
Премьера: 18 февраля 1987 года, Даллас, театр Маджестик
Премьера на Приморской сцене Мариинского театра: 12 ноября 2021 года, Владивосток
Продолжительность спектакля: 55 минут
Возрастная категория 12+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Филипа Гласса
Использовано с разрешения © Dunvagen Music Publishers Inc.
Хореография Флемминга Флиндта
Постановщик Джейкоб Спарсо
Художник Пётр Окунев (по замыслу Бени Монтресора)
Художник по свету – Тони Туччи
Восстановление и адаптация светового оформления – Эрин Эрл Флеминг
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Федра – героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.), жена афинского царя Тесея. Сын Тесея от предыдущего брака, молодой Ипполит, разгневал Афродиту тем, что отказался поклоняться ей и полностью посвятил себя Артемиде. Желая отомстить, Афродита заставляет Федру влюбиться в пасынка. Героиню охватывает любовное безумие, она не может найти себе места, однако причину своего недуга Федра скрывает. Выведать тайну удается ее кормилице, и та рассказывает о запретной страсти Ипполиту, связав его клятвой молчания. Потрясенный Ипполит проклинает всех женщин. Федра решает покончить с собой, но свою смерть она превращает в орудие мести за неразделенные любовные страдания, написав письмо, в котором обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Перед гневом отца Ипполит беззащитен – кормилице он поклялся скрыть все происшедшее от Тесея. Поверивший клевете Тесей проклинает сына и просит Посейдона свести Ипполита в Аид. Слишком поздно Артемида раскрывает Тесею правду о его сыне и Федре.
Действие балета основано на этих цитатах из трагедии «Ипполит».
Сцена первая
Афродита: Я накажу Ипполита сегодня же.
Сцена вторая
Федра и Тесей: Уйди же, ради бога, и отпусти мою руку.
Сцена третья
Ипполит: Следуй за девой-хранительницей нашей, Артемидой.
Сцена четвёртая
Ипполит: Тело моё непорочно.
Сцена пятая
Федра и Няня: Афродита насылает на Федру несчастливую звезду.
Сцена шестая
Ипполит: Эта фальшивая монета, женщина – проклятье рода человеческого.
Сцена седьмая
Федра: Страсть заполнила собою всю жизнь.
Сцена восьмая
Хор: Любовь, несущая разрушение.
Сцена девятая
Ипполит: Да будет проклят весь женский род.
Сцена десятая
Федра: Силы покинули меня.
Сцена одиннадцатая
Хор: Тело её кажется таким истощённым, все силы покинули её.
Сцена двенадцатая
Федра и Ипполит: Ужасно пришествие Афродиты. Дыхание её злобы ощущается повсеместно.
Сцена тринадцатая
Няня: О, ненавистный день! Ненавистная жизнь.
Сцена четырнадцатая
Федра: Смерть должна положить конец мукам.
Сцена пятнадцатая
Тесей: Моя мёртвая жена, жизнь не мила мне без неё.
Сцена шестнадцатая
Тесей – Ипполиту: Возьми себе в хозяева Орфея, исполняй его безумные ритуальные танцы.
Сцена семнадцатая
Хор: Возрыдай над Царицей, слёзы за её слёзы.
Сцена восемнадцатая
Тесей: Как часто, Афродита, буду я в слезах вспоминать о том зле, что ты принесла мне.
Хореографа Флемминга Флиндта в России знают, прежде всего, как автора балетного триллера «Урок» по пьесе Ионеско – в 2007-м мастер приезжал в Москву, чтобы поработать с артистами над этой своей самой известной постановкой. Между тем, в послужном списке датчанина Флиндта немало заметных свершений – исполнение главных партий в балетах Парижской оперы и датского Королевского балета, постановка гоголевской «Шинели» и «Смерти в Венеции» для Рудольфа Нуреева, сочинения для руководимых им трупп Королевского балета Дании и Балета Далласа.
Одновременно минималистичная и зрелищная «Федра» – из далласских его работ. Свое прочтение древнегреческого мифа хореограф создавал с композитором Филипом Глассом. Тогда, в 1980-е, Гласс уже был очень известен в музыкальном театре: его опера «Эйнштейн на пляже» в постановке Роберта Уилсона уже прогремела на Авиньонском фестивале, балеты Джерома Роббинса и Твайлы Тарп на его музыку собирали восторженные отзывы. Представители разных поколений публики концертных залов, оперного театра, танцевальной сцены и мира популярной музыки пристально следили за появлением новинок Гласса. Сегодня к территории его завоеваний добавилось и кино: сочинения Гласса звучат в фильмах Мартина Скорсезе, Вуди Аллена и Андрея Звягинцева.
Характеризуя свой стиль как «музыку с повторяющейся структурой», Гласс добивается драматизма минимальными средствами, и эта сдержанность и в то же время эмоциональный накал оказались очень уместны в танцевальной трактовке мифа о Федре. Графичность рисунков танца, белизна античных статуй и красный цвет человеческих страстей объединились в балете Филипа Гласса и Флемминга Флиндта, знающих толк в сценических разговорах о суетном и вечном.
Одноактный балет «Жар-птица»
балет Игоря Стравинского
Мировая премьера: 25 июня 1910 года, Русский балет Дягилева, Парижская опера
Премьера во Владивостоке: 20 июня 2015 года
Продолжительность спектакля: 1 час
Возрастная категория 6+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Игоря Стравинского
Либретто и хореография Эльдара Алиева
Хореограф-постановщик – Эльдар Алиев
Художник по свету – Эльдар Алиев
Художник по декорациям – Семён Пастух
Художник по костюмам – Галина Соловьёва
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Сцена первая.
В канун Праздника любви девушки плетут венки для своих избранников. Их занятие прерывает появление юношей, среди которых самый поэтичный – Иван. Юноши и девушки танцуют в атмосфере любви и нежности. После праздника, с наступлением ночи Иван остается один.
Сцена вторая.
Охваченный непонятной тревогой и предчувствием встречи с чем-то неведомым, Иван направляется в лес. Вдруг его ослепляет огненное диво. Бросившись за ним в погоню, Иван попадает в прекрасный волшебный сад. Сказочным существом оказалась неземной красоты Жар-птица.
Сцена третья.
Иван тайно наблюдает за Жар-птицей, и когда та хочет сорвать золотое яблоко, пленит ее. В надежде завоевать ее доверие юноша сам срывает плод и протягивает его чудо-птице, однако та, схватив яблоко, исчезает. Иван вновь бросается в погоню.
Сцена четвертая.
Преследование Жар-птицы приводит Ивана в царство Кащея Бессмертного.
Представшее его взору необыкновенное зрелище раскрывает тайну страшного колдовства. Каждую ночь в Жар-птицу превращается похищенная Кащеем Царевна: она улетает в волшебный сад за золотым яблоком для злодея. Съев вожделенный плод, Кащей наполняется жизненной энергией и силой. Он возвращает Жар-птице облик царевны и пытается добиться ее расположения. Это повторяется еженощно и будет продолжаться до тех пор, пока девушка не согласится принять любовь Кащея, – только тогда он снимет с нее свои чары.
Дождавшись, когда Кащеево царство погрузится в сон, Иван выходит из укрытия и предлагает Царевне бежать вместе с ним. Но девушка не соглашается: согласно заклятию, в полночь она вновь превратится в Жар-птицу и, если не вернется к Кащею, останется в этом облике навечно.
Юноша готов сразиться со злодеем, но Царевна предостерегает его, так как знает тайну бессмертия Кащея: он может быть повержен только волшебным мечом, спрятанным в изголовье его трона. Иван, несмотря на опасность, взбирается на трон, овладевает мечом и повергает им злодея.
Чары разрушены. Добро торжествует! Отныне Царевна свободна.
Сцена пятая.
Царевна и Иван – в окружении влюбленных пар. Они счастливы.
«Жар-птица» открыла историческую триаду русских балетов Стравинского и прославила его как композитора. В либретто «Жар-птицы» соединились мотивы различных сказок, и балетмейстер Эльдар Алиев пошёл по тому же пути. В его версии Жар-птица обретает черты фантастических героинь русских опер, а наиболее тесно перекликается с образом Царевны-Лебедь из «Сказки о царе Салтане» учителя Стравинского, Римского-Корсакова. Она оказывается заколдованной девушкой, помогающей Ивану-царевичу победить злого волшебника Кащея и его поганую свиту. После смерти Кащея и гибели его царства чудесная птица превращается в прекрасную царевну, которая становится невестой Ивана.
В своей хореографии Эльдар Алиев сохранил традиционное противопоставление мира добрых земных персонажей (подруги-царевны, свита царевича) изломанной гротескной пластике тёмных сил. А перед солисткой поставил двойную творческую задачу: ей необходимо показать преображение из волшебного существа, олицетворяющего собой стихию пламени, в русскую лирическую героиню. Надежда Кулыгина