Описание
Органный концерт
«ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН: КЛАССИК СРЕДИ РОМАНТИКОВ»
Феликс Мендельсон-Бартольди
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА
(орган, Санкт-Петербург)
Программа петербургской органистки Лилии Кузнецовой посвящена самому «классическому» из немецких романтиков - Феликсу Мендельсону-Бартольди. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», - сказал о Феликсе Мендельсоне его соотечественник, немецкий композитор Роберт Шуман. Всю жизнь Мендельсон преклонялся перед искусством Г.Ф. Генделя и И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею» Баха стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, возродило интерес к творчеству Иоганна Себастьяна. Особой заслугой Мендельсона в популяризации баховских органных опусов стала издательская деятельность. В 1843 в Лейпциге по инициативе Мендельсона открыли первую в Германии консерваторию, получившую большую известность в стране и за её пределами.
Мендельсон написал множество произведений в различных жанрах: оперы, оратории, кантаты, симфонии, концерты. Для органа более всего известны два его цикла: Три прелюдии и фуги, ор.37 и Шесть сонат, ор.65.
Работа над Прелюдиями и фугами началась в 1833 году в Дюссельдорфе. В 1837 году Мендельсон предложил для печати фуги, но издательство «Брейткопф и Гертель» потребовало добавить к ним прелюдии, которые композитор сочинил в Шпайере во время свадебного путешествия. Мендельсон посвятил этот цикл своему английскому коллеге - органисту Лондонского кафедрального собора Т. Эттвуду, с которым тесно общался во время своих частых концертных визитов в Лондон. В программе - Три прелюдии и фуги, ор.37.
Над Сонатами для органа Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Цикл посвящен композитором своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Шесть сонат Мендельсона стали первым образцом немецкой романтической сонаты. Они были изданы сразу в нескольких издательствах в 1845 году: в Лейпциге, Милане и Париже. Интересно, что английское издание Шести сонат стало первой публикацией органной музыки с темповыми обозначениями метронома. В Сонатах представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Особым вниманием композитора пользуется фуга: она нередко является частью, несущей основную драматургическую нагрузку цикла.
Прозвучат три сонаты Мендельсона. В Сонате № 2 до минор развитие происходит следующим образом: от вступительного Grave и своеобразного ариозо через торжественно-церемониальный полонез, в котором проступают признаки марша-гимна - к утверждающей, резюмирующей фуге.
Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. В первой части Сонаты № 3 ля мажор Мендельсон в партии педали проводит тему хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («В тягчайшей беде взываю к Тебе»).
Соната № 4 си-бемоль мажор - своеобразная романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы (или гондольеры) и фуги. В этом ярком и красочном сочинении композитор сочетает опыт барочной традиции с романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.
Программа концерта:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Прелюдия и фуга до минор, ор.37, № 1
Соната до минор, ор.65, № 2:
-Grave
-Adagio
-Allegro maestoso e vivace
-Fuga (Allegro moderato)
Прелюдия и фуга соль мажор, ор.37, № 2
Соната ля мажор, ор.65, № 3:
-Con moto maestoso
-Andante tranquillo
Прелюдия и фуга ре минор, ор.37, № 3
Соната си-бемоль мажор, ор.65, № 4:
-Allegro con brio
-Andante religioso
-Allegretto
-Allegro maestoso e vivace
«ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН: КЛАССИК СРЕДИ РОМАНТИКОВ»
Феликс Мендельсон-Бартольди
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА
(орган, Санкт-Петербург)
Программа петербургской органистки Лилии Кузнецовой посвящена самому «классическому» из немецких романтиков - Феликсу Мендельсону-Бартольди. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», - сказал о Феликсе Мендельсоне его соотечественник, немецкий композитор Роберт Шуман. Всю жизнь Мендельсон преклонялся перед искусством Г.Ф. Генделя и И.С. Баха, В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею» Баха стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, возродило интерес к творчеству Иоганна Себастьяна. Особой заслугой Мендельсона в популяризации баховских органных опусов стала издательская деятельность. В 1843 в Лейпциге по инициативе Мендельсона открыли первую в Германии консерваторию, получившую большую известность в стране и за её пределами.
Мендельсон написал множество произведений в различных жанрах: оперы, оратории, кантаты, симфонии, концерты. Для органа более всего известны два его цикла: Три прелюдии и фуги, ор.37 и Шесть сонат, ор.65.
Работа над Прелюдиями и фугами началась в 1833 году в Дюссельдорфе. В 1837 году Мендельсон предложил для печати фуги, но издательство «Брейткопф и Гертель» потребовало добавить к ним прелюдии, которые композитор сочинил в Шпайере во время свадебного путешествия. Мендельсон посвятил этот цикл своему английскому коллеге - органисту Лондонского кафедрального собора Т. Эттвуду, с которым тесно общался во время своих частых концертных визитов в Лондон. В программе - Три прелюдии и фуги, ор.37.
Над Сонатами для органа Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Цикл посвящен композитором своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Шесть сонат Мендельсона стали первым образцом немецкой романтической сонаты. Они были изданы сразу в нескольких издательствах в 1845 году: в Лейпциге, Милане и Париже. Интересно, что английское издание Шести сонат стало первой публикацией органной музыки с темповыми обозначениями метронома. В Сонатах представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Особым вниманием композитора пользуется фуга: она нередко является частью, несущей основную драматургическую нагрузку цикла.
Прозвучат три сонаты Мендельсона. В Сонате № 2 до минор развитие происходит следующим образом: от вступительного Grave и своеобразного ариозо через торжественно-церемониальный полонез, в котором проступают признаки марша-гимна - к утверждающей, резюмирующей фуге.
Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. В первой части Сонаты № 3 ля мажор Мендельсон в партии педали проводит тему хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («В тягчайшей беде взываю к Тебе»).
Соната № 4 си-бемоль мажор - своеобразная романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы (или гондольеры) и фуги. В этом ярком и красочном сочинении композитор сочетает опыт барочной традиции с романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.
Программа концерта:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Прелюдия и фуга до минор, ор.37, № 1
Соната до минор, ор.65, № 2:
-Grave
-Adagio
-Allegro maestoso e vivace
-Fuga (Allegro moderato)
Прелюдия и фуга соль мажор, ор.37, № 2
Соната ля мажор, ор.65, № 3:
-Con moto maestoso
-Andante tranquillo
Прелюдия и фуга ре минор, ор.37, № 3
Соната си-бемоль мажор, ор.65, № 4:
-Allegro con brio
-Andante religioso
-Allegretto
-Allegro maestoso e vivace