Описание
Основу сегодняшней программы концерта составляют выдающиеся произведения И.Г. Вальтера, И.С. Баха и В.А. Моцарта: как написанные изначально для органа, так и переложения оркестровой музыки.
Прелюдия соль мажор Баха, открывающая концерт – одно из самых жизнеутверждающих произведений композитора. Виртуозные гаммообразные пассажи, обилие педальных соло – всё вызывает ассоциации с одночастными прелюдиями «Северных немцев» (Букстехуде и Брунса). Нетипичная для подобных сочинений Баха одночастность и отсутствие фугированных разделов делают это произведение уникальным.
Жанр органной транскрипции зародился в эпоху барокко. Основное предназначение любого органного переложения – сделать музыку доступной для большего числа слушателей, при этом сохранив замысел первоисточника, насколько это возможно. В этом контексте орган выступает как универсальный инструмент, диапазон звучания которого соразмерен оркестровому.
Концерт ля минор является баховским переложением концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера, был почитателем его творчества, поэтому, делая транскрипцию сочинения Вивальди, Бах очень бережно отнёсся к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
Иоганн Готфрид Вальтер вошёл в историю музыки в первую очередь как автор фундаментального справочника «Музыкальный лексикон» – музыкальной энциклопедии начала XVIII века. Как и Бах, Вальтер испытывал необычайный интерес к творчеству итальянских мастеров, поэтому в его небольшом органном наследии преобладают транскрипции концертов для струнного оркестра. На концерте прозвучит переложение концерта ми минор Антонио Вивальди.
Особый интерес в программе вызывает фантазия фа минор Вольфганга Амадея Моцарта. Изначально она была написана для механического заводного органа (или органа в часах). В современной концертной практике помимо двуручной транскрипции, широко распространено переложение фантазии для двух клавиров (в четыре руки).
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Концерт соль мажор, BWV 592a (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Tempo giusto
Grave
Presto
Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Фантазия фа минор, K.594
Adagio — Allegro — Adagio
Иоганн Себастьян Бах
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (транскрипция концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio senza Pedale, ma due Claviere
Allegro
Прелюдия соль мажор Баха, открывающая концерт – одно из самых жизнеутверждающих произведений композитора. Виртуозные гаммообразные пассажи, обилие педальных соло – всё вызывает ассоциации с одночастными прелюдиями «Северных немцев» (Букстехуде и Брунса). Нетипичная для подобных сочинений Баха одночастность и отсутствие фугированных разделов делают это произведение уникальным.
Жанр органной транскрипции зародился в эпоху барокко. Основное предназначение любого органного переложения – сделать музыку доступной для большего числа слушателей, при этом сохранив замысел первоисточника, насколько это возможно. В этом контексте орган выступает как универсальный инструмент, диапазон звучания которого соразмерен оркестровому.
Концерт ля минор является баховским переложением концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера, был почитателем его творчества, поэтому, делая транскрипцию сочинения Вивальди, Бах очень бережно отнёсся к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию.
Иоганн Готфрид Вальтер вошёл в историю музыки в первую очередь как автор фундаментального справочника «Музыкальный лексикон» – музыкальной энциклопедии начала XVIII века. Как и Бах, Вальтер испытывал необычайный интерес к творчеству итальянских мастеров, поэтому в его небольшом органном наследии преобладают транскрипции концертов для струнного оркестра. На концерте прозвучит переложение концерта ми минор Антонио Вивальди.
Особый интерес в программе вызывает фантазия фа минор Вольфганга Амадея Моцарта. Изначально она была написана для механического заводного органа (или органа в часах). В современной концертной практике помимо двуручной транскрипции, широко распространено переложение фантазии для двух клавиров (в четыре руки).
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия соль мажор, BWV 568
Концерт соль мажор, BWV 592a (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Tempo giusto
Grave
Presto
Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Фантазия фа минор, K.594
Adagio — Allegro — Adagio
Иоганн Себастьян Бах
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (транскрипция концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio senza Pedale, ma due Claviere
Allegro