6 +

Опера «Джоконда» (концертное исполнение) / La Gioconda (concert performance)

Описание

 

опера Амилькаре Понкьелли

Музыка Амилькаре Понкьелли
Либретто Арриго Бойто

Ответственный концертмейстер – Григорий Якерсон
Хормейстер – Павел Теплов

Композитор Амилькаре Понкьелли (1834–1886) долгие годы шел к своему главному произведению – опере «Джоконда». Ему пришлось сочинить шесть опер и несколько балетов, не принесших серьезного успеха, прежде чем им заинтересовался Джулио Рикорди. Крупнейший в Италии издатель и импресарио искал замену замолчавшему Джузеппе Верди. В качестве кандидата на вакансию «нового Верди» Понкьелли получил заказ на оперу «Литовцы» (1874). За «Литовцами» последовала «Джоконда». Ее премьера на сцене миланского театра Ла Скала 8 апреля 1876 года принесла композитору долгожданную славу.

В основе либретто «Джоконды» лежит пьеса Виктора Гюго «Анджело, тиран Падуанский» (1835). Драматург и композитор Арриго Бойто, будущий либреттист Верди, изменил имена героев и перенес действие из Падуи в Венецию XVII века. Так в опере появились море и карнавал. Каждому из четырех действий Бойто дал яркие названия: «Львиная пасть», «Четки», «Золотой дом», «Канал Орфано». Хоровую интродукцию он открыл знаменитой фразой Ювенала «Хлеба и зрелищ!», а молитву Лауры из третьего действия – цитатой из средневекового гимна Богоматери «Радуйся, звезда морей». Либретто предоставило Понкьелли богатые возможности. Первые два акта «Джоконды» открываются морскими сценами – регатой в Венецианской лагуне и песней матросов на корабле Энцо. Карнавал же присутствует в опере почти непрерывно.

На столь богатом фоне разворачивается борьба героини, певицы по прозвищу Джоконда (от la gioconda – «веселая»), и злодея Барнабы, шпиона инквизиции. Их темы, появившиеся в оркестровой прелюдии, проходят через все произведение.

По жанру «Джоконда» – «большая опера» в духе «Аиды», с романтическим сплетением роковых страстей, ревностью, завистью, мнимыми и реальными убийствами. Сложные ансамбли и хоры, исповедальные арии, балетные номера (знаменитый «Танец часов») делают ее привлекательной для публики и желанной для певцов. «Джоконда» необъяснимо долго отсутствовала на петербургской сцене, эту лакуну и призвано заполнить концертное исполнение. Слушателям будет трудно удержаться от сравнения Джоконды с другими веристскими актрисами – Тоской и Адрианой Лекуврёр, загубленными во цвете лет героинями одноименных опер рубежа XIX–ХХ веков. Анна Булычёва

Спектакль идет с одним антрактом


opera by Amilcare Ponchielli

Music by Amilcare Ponchielli
Libretto by Arrigo Boito

Musical Preparation: Grigory Yakerson
Chorus Master: Pavel Teplov

The composer Amilcare Ponchielli (1834–1886) spent many, many years approaching his most important creation – the opera La Gioconda. He had to compose six operas and several ballets which brought him no serious success before Giulio Ricordi took an interest in him. The largest publisher and impresario in Italy was looking for a replacement for Giuseppe Verdi who had fallen silent. As a candidate for the vacancy of “the new Verdi”, Ponchielli received a commission to write the opera I Lituani (1874). I Lituani was followed by La Gioconda. Its premiere at the Teatro alla Scala in Milan on 8 April 1876 brought the composer long-awaited glory.

The basis of the libretto of La Gioconda came with Victor Hugo’s play Angelo, tyran de Padoue (1835). The playwright and composer Arrigo Boito, in the future Verdi’s librettist, changed the names of the characters and transferred the action from Padua to Venice in the 17th century. Thus, too, the sea and a carnival appeared in the opera. Boito allocated each of the four acts vivid titles: “The Lion’s Mouth”, “The Rosary”, “The Ca’ d’oro” and “The Orfano Canal”. He opened the choral introduction with Juvenal’s famous phrase “Pane e circenses!” (“Bread and circuses!”), while Laura’s prayer from Act III is a quotation from the medieval hymn of the Mother of God Hail, Queen of the Sea. The libretto presented Ponchielli with rich opportunities. The first two acts of La Gioconda open with scenes of the sea – a regatta on the Venetian Lagoon and a song of the sailors onboard Enzo’s ship. The carnival is present almost uninterruptedly throughout the opera.

It is against such a rich background that the battle between the heroine, a singer known as Gioconda (from “la gioconda”, Italian for “the merry one”), and the villain Barnaba, a spy of the inquisition, unfolds. Their themes, which emerge in the orchestral prelude, run throughout the entire work.

In terms of genre, La Gioconda is a “grand opera” in the style of Aida, with the romantic weaving of fateful passions, jealousy, envy and imaginary and actual murders. The complex ensembles and choruses, the confessional arias and the ballet numbers (the famous Dance of the Hours) make it attractive for the public and it is favoured by singers. La Gioconda has inexplicably long been absent from the St Petersburg stage, and it is intended for this concert performance to fill the gap. Audiences will find it hard to refrain from comparing Gioconda with other verist actresses – Tosca and Adrienne Lecouvreur, ruined in the prime of their lives by the characters of the eponymous operas from the late 19th and early 20th centuries. Anna Bulycheva

The performance has one interval

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург