11 сентября, Театр представит премьеру «Двадцать минут с ангелом» (Анекдот I. Случай с метранпажем) по первой части дилогии Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» в постановке главного режиссера Леонида Алимова. Не так много зрителей и представителей СМИ смогли увидеть спектакль в последних числах июля, поэтому с нетерпением ждем вас на новую постановку. Художник-сценограф – Анвар Гумаров, а одну из главных ролей играет заслуженный артист России Владимир Богданов. В августе стало известно, что художник и артист номинированы на Высшую театральную премию «Золотой софит» за работу в предыдущей премьере театра – «Дуэль» по повести А.Чехова.
«Кто что ни говори, а подобные происшествия
бывают на свете,– редко, но бывают. Н. В. Гоголь»
Режиссер-постановщик – Леонид Алимов
Художник-постановщик – Анвар Гумаров
Художник по костюмам – Наталья Дружкова
Художник по свету – Денис Москвитин
Музыкальное оформление – Леонид Алимов
Педагог по вокалу – Анна Чернова
В спектакле заняты: заслуженные артисты России Елена Симонова, Владимир Богданов, артисты Екатерина Карманова, Елизавета Нилова, Ангелина Столярова, Александр Анисимов, Богдан Гудыменко, Константин Демидов, Родион Приходько, Егор Шмыга
Об авторе:
Имя Александра Вампилова в отечественном театре стоит особняком. Пьесы, с огромным трудом пробивавшиеся на сцену при жизни автора, стали явлением эпохальным. Они поделили русский театр второй половины XX века на «до» и «после». Можно сказать, что Вампилов, в силу своего дара, смог очистить понятие «советской драмы» от фальшивого патриотизма, трафаретности и пустоты.
В его пьесах зазвучали голоса живых людей, в силу обстоятельств ставших заложниками советского времени. Они не борются, не защищают свои права – они просто живут, не зная, что где-то есть иная жизнь. И в этом их обыденном существовании-выживании открывается своя, особая поэтика и надбытность.
Они любят, страдают, ищут счастья разными путями и разными способами.
Несмотря на то, что Вампилов не увидел большинства своих пьес на сцене, 1970-е окрестили «вампиловским десятилетием», т.к. после смерти драматурга в стране, наверное, не осталось театра, где бы ни обращались к его творчеству.
«Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как новую ступень в творчестве драматурга – переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами.
«Искусство Вампилова впитало в себя разные традиции – и чеховскую, в их числе. Но распоряжалось ими свободно, смешивая, переиначивая, настраивая их на свой лад. Вампилов прекрасно понимал, что жить легче – совсем еще не значит жить лучше. Между этими вот двумя полюсами: достигнутым «легче» и трудно достижимым «лучше» – простирается наэлектризованное силовое поле его драматургии» (К. Рудницкий).
«Анекдоты» соединяют в себе и старинное пушкинское значение этого слова: «анекдот» – невыдуманный, но экстраординарный случай, и его современное значение – короткая выдуманная история с парадоксальной концовкой.
В основе дилогии – два анекдота: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Каждая из пьес, составляющих «Провинциальные анекдоты», была первоначально опубликована самостоятельно.
Действие первого «анекдота» происходит в провинциальной гостинице «Тайга». Мелкий хам – администратор гостиницы – напуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека «из министерства» – метранпажа. Почти гоголевская «конфузная ситуация» провоцирует целый каскад театральных превращений, гротескных сцен, неожиданных поворотов сюжета.
Во втором анекдоте выходка двух командировочных приводит к явлению «ангела», безвозмездно предлагающего страждущим сто рублей на опохмел….
История их постановки также трагикомична, как и сами анекдоты: все московские театры, которым автор предлагал пьесы официально, их отвергли, а «по случаю» отданные экземпляры Дине Шварц (завлит БДТ) и Ефиму Падве (худрук Ленинградского областного драматического театра – ныне МДТ-Театр Европы) обрели сценическую жизнь в двух ленинградских театрах. Как это случилось? Приехав в августе 1970 года на сдачу «Старшего сына» в Театре драмы и комедии на Литейном (режиссёр Ефим Падве), Вампилов показал «Провинциальные анекдоты» и в БДТ. Пьесу приняли к постановке на Малой сцене, и полтора года спустя, 30 марта 1972 года, состоялась её премьера. Спектакль шёл под названием «Два анекдота» и был поставлен молодым режиссером А.Товстоноговым. Автор присутствовал на репетициях, подружился с актёрами, охотно принимал их подсказки и предложения. В Ленинградском областном драматическом театре (ныне МДТ – Театр Европы) премьера состоялась только в 1983 г. (реж. Е.Падве) под названием «Двадцать минут с ангелом».
К сожалению, автор не увидел ни один из «анекдотов» на сцене, но и сегодня, несмотря на отдельные приметы времени, эти истории звучат невероятно остро, сатирически и актуально.
Режиссер Леонид Алимов:
«…здесь, вроде бы в непритязательном анекдоте, - история вневременная. В пьесе, на самом деле, есть одно-единственное обстоятельство ( требование администратора гостиницы разойтись по своим номерам в 23 часа) и две цифры, указывающие на то, что действие происходит в какие-то не «наши» времена – это трешка (3 рубля), которую ищут «на опохмел» командировочные, и 100 рублей, которые хочет подарить им агроном Хомутов…И да - есть еще одна примета времени и одно из главных действующих лиц в первой истории – это проводной телефон, по которому все пытаются выяснить, что же это или кто же такой «метранпаж»…
Вампилов принадлежит к числу моих самых любимых авторов. И первая, и вторая истории мне очень близки, они вызвали живой отклик у артистов еще и тем, что наполнены библейским подтекстом. Оба «анекдота» (не только «Двадцать минут с ангелом», но и очень смешная первая часть) пронизаны насквозь библейскими сюжетами, аллюзиями, отсылками. При этом всё это звучит современно, без указующего перста и невероятно проникновенно – как могут, наверное, только русские писатели об этом писать…
Притча, которая «творится» на наших глазах в советской гостинице «Тайга» под Иркутском – это вся Россия, мы все в лесу, в тайге, с волчьими законами – в этом и есть вневременная данность российской действительности.
У каждого без исключения, даже у самого маленького персонажа, есть в этой истории «момент истины» – каждый, в силу необычайных обстоятельств что в одной, что в другой пьесе сбрасывает с себя какую-то шелуху, броню, всё наносное – и мы видим человека – незащищенного, слабого, наивного , всегда вынужденного играть какую-то роль И это наша жизнь, и в этом правда…»