11 мая в Доме Кочневой в исполнении мастера художественного слова Анны Яковлевой прозвучат три главы из знаменитой автобиографической прозы Ольги Берггольц «Дневные звёзды». Первая — «Сон» о детстве в Угличе и о Богоявленском девичьем монастыре. Вторая — «Та самая полянка», в которой прогулка поэтессы с папой в зоологический сад превращается в трогательный рассказ о взаимоотношениях с отцом и о любви к папе. Третья — «Путь к отцу», когда в 1942 году Берггольц после смерти мужа идет через блокадный Ленинград к папе, чтобы попрощаться, размышляя о своей скорой смерти. А в действительности она находит в себе силы и выжить, и написать поэму «Февральский дневник» и другие не менее знаменитые стихи. Этот путь через блокадный город становится для поэтессы дорогой силы и возрождения. В программу также вошли стихи разных лет, фрагменты поэмы «Февральский дневник», выдержки из дневника Ольги Берггольц.
Жизнь знаменитой советской поэтессы Ольги Берггольц была невероятно сложна. Она родилась и сформировалась в советскую эпоху, с абсолютной верой в дело Ленина и клятвами людей бороться за дело революции. И вроде бы все было за то, чтобы из нее получился типичный советский поэт. Но арест, смерть дочерей и двух мужей, превращение вчерашних друзей во врагов, блокада, когда ее голос, голос «блокадной мадонны», поддерживал и спасал ленинградцев, и полное послевоенное забвение значительно повлияли на ее мироощущение. Однако «Дневные звёзды» — очень светлая, немного похожая на сказку повесть.
«У Берггольц, а может быть, и у всех советских людей было удивительное восприятие жизни: постоянный, зачастую неосознанный поиск света, — говорит Анна Яковлева. — Название отсылает к любимой Берггольц в детстве легенде о том, что в светлое время суток со дна очень глубокого колодца можно увидеть дневные звёзды. Шло время, и Берггольц поняла, что дневные звёзды — это люди, с которыми она встречается каждый день. И ей хочется, чтобы судьбы этих прекрасных людей были отражены в ее произведениях. Ей хочется писать так, чтобы, благодаря ее стихам и прозе, люди возрождались к жизни. Берггольц написала об этом в своем дневнике еще будучи пятнадцатилетней девочкой, но судьба распорядилась так, что именно в годы блокады написанное стало правдой. Именно поэтому я назвала программу «Дневные звёзды. Магический кристалл», через который она смотрела на очень непростую жизнь вокруг и который помогал ей делиться с окружающими своим внутренним светом. Хочется рассказать именно об этом человеческом качестве Ольги Берггольц. И в этом плане в названии главы «Путь к отцу» слово «отец» вполне может звучать с большой буквы».
Автор идеи и исполнитель — мастер художественного слова Анна Яковлева
Продолжительность — 1 час 20 минут без антракта