ДИАЛОГ ЗА ОРГАНОМ
6 +

ДИАЛОГ ЗА ОРГАНОМ

Описание
И.С. Бах, В.А. Моцарт, С. Уэсли, В. Одоевский,
А. Хессе, Н. Гаде, Г. Меркель
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА
Лауреат международных конкурсов
МАЙЯ МОКРЕЦОВА
(орган, Санкт-Петербург)

«Органные вечера в Старой Коломне» - это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт органной музыки для дуэта Лилии Кузнецовой и Майи Мокрецовой «Диалог за органом», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 20 декабря в 19.30.

Органный дуэт (исполнение двумя музыкантами на одном органе) - сравнительно позднее явление в истории этого инструмента, в отличие от ансамбля нескольких органов. Репертуар для него начал появляться только в конце XVIII века. Расширение ресурсов большого органа в эпоху романтизма позволило усложнить музыкальный текст, привлечь второго органиста. Жанр органного дуэта расцвел. Поэтому и большая часть произведений, включенных в программу концерта, написана в XIX веке.

Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.


Сочинение, открывающее концерт - кантата И.С. Баха «Храни нас, Боже, словом Твоим». Как и большинство кантат композитора, это произведение основано на одноименном протестантском хорале, написанном М. Лютером. Оно привязано к конкретному воскресенью в церковном календаре: второму перед Великим постом, в которое предлагается размышлять над ролью божественного слова (Св. Писания) в жизни христианина. Строфы хорала, обработанные то в виде большой хоральной фантазии для хора и оркестра, то вкрапленные в лирический дуэт, то звучащие в строгом четырехголосном виде чередуются с лирико-философскими размышлениями в сольных ариях. Переложение для двух органистов подчеркивает близость хоровых и органных хоральных фантазий, а яркая разработка аффектов (чувств, эмоций) в музыке арий, даже без слов оказывается убедительной и захватывающей.

Adagio - Allegro - Adagio В.А. Моцарта - один из интересных примеров музыки, написанной для исполнения не человеком, а музыкальным механизмом. В 1790-91 годах по заказу графа Деима, владельца художественной галереи в Вене, Моцарт написал ряд пьес «для механического органа в часах» - устройства с органными трубами, автоматически воспроизводящего музыку без участия исполнителя (наподобие музыкальной шкатулки или шарманки, но значительно крупнее и богаче по звучанию). Это сочинение является своеобразным переложением, хотя и максимально близким по своему звучанию к оригиналу, написанному для механического органа.

Прозвучат небольшие одночастные сочинения: три дуэта С. Уэсли, Анданте Н. Гаде. Гаде - основоположник датской композиторской школы. Работая в романтическом стиле, он активно использовал в своём творчестве датский фольклор. Будут исполнены и крупные сочинения: Фантазия А. Хессе, Сарабанда В.Ф. Одоевского, трёхчастная Соната Г. Меркеля. Князь В.Ф. Одоевский известен, прежде всего, как писатель и учёный. Также он является одним из первых русских композиторов, обратившихся к органу. В русской музыке почти нет произведений для органного дуэта. Сарабанда Одоевского - редкое исключение.
А.Ф. Хессе - немецкий композитор и органист первой половины XIX века. Его учителем, в числе других, был известный немецкий музыкант Х.Г. Ринк. Значительное влияние на его творчество произвело знакомство со скрипачом, композитором, дирижёром и педагогом Л. Шпором. В 1831 году Хессе стал главным органистом Бернардинского собора. Он гастролировал в Лондоне и Париже. Органную игру Хессе высоко оценил Р. Шуман. Среди его выдающихся учеников - К. Бергман и Ж.Н. Лемменс. Прозвучит Фантазия до минор для органа в 4 руки.

Г.А. Меркель - ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. В его композиторском наследии девять органных Сонат и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Яркая Соната № 1 ре минор в трёх частях написана для дуэта органистов.

Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Кантата на хорал «Erhalt uns Herr, bei deinem Wort» («Храни нас, Боже, словом Твоим»),
BWV 126 (обработка для двух органистов С. де Йонга)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Adagio - Allegro - Adagio, K 594 (переложение для двух органистов)
Сэмюэль Уэсли (1766-1837)
Три дуэта из цикла «Семь дуэтов» для двух органистов
Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869)
Сарабанда для двух органистов
Адольф Хессе (1809-1863)
Фантазия до минор:
Adagio - Allegretto - Andante grazioso
Нильс Гаде (1817-1890)
Анданте до мажор
Густав Меркель (1827-1885)
Соната ре минор, op.30:
Allegro moderato - Adagio - Allegro con fuoco
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Декабрь (1 мероприятие )
20
Декабря
Суббота
19:30
в наличии менее 50 билетов
Купить билет
билеты по 800
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург