Концерт старинной музыки «Чистый четверг. Эпитафии»
6 +

Концерт старинной музыки «Чистый четверг. Эпитафии»

Описание

Le Tombeau (Эпитафии) — жанр, характерный для французской музыки XVII века — музыкальная эпитафия, написанная в память о ком-либо, — был явственным воплощением того аффекта, который можно назвать одним из основополагающих для своего времени. Глубокая печаль, «меланхолия», связанная с философским размышлением о том, что жизнь конечна, пронизывала многие произведения этой эпохи — и в первую очередь сольные клавесинные пьесы. В силу особенностей конструкции и звукоизвлечения, влекущих за собой определëнный тип организации музыкальной ткани, клавесин как никакой другой инструмент открывал простор для воплощения аффекта memento mori. Черты, интуитивно распознающиеся как «типично клавесинное письмо», во многом развëртывались из этого источника, сообщая клавесину характерные коннотации. Пример тому — свободное развëртывание музыкальной мысли, отрешëнная сосредоточенность на звуке, трактуемом как нечто бесконечно длящееся, «вспыхивающие» патетические фигуры, появляющиеся в большинстве tombeaux.

В том же русле написаны сюиты пьес Луи Куперена — несмотря на танцевальную природу, указанную в заглавиях частей, они в равной степени лишены как утилитарной функциональности «доклавесинной» эпохи, так и декоративной изобразительности, присущей более поздним композиторам-клавесинистам, чья жизнь пришлась преимущественно на XVIII век. Квинтэссенция трагической патетики — павана фа-диез минор: выбор столь нетипичной тональности был связан с характерными особенностями темперации клавесина, в результате которых именно она обладала наибольшей напряжëнностью.

Прелюдия в подражание Фробергеру — аллюзия, расширяющая программу ещё одним именем — поистине ключевым в свете основной идеи концерта. Иоганн Якоб Фробергер, создавший немало программных пьес, как никто другой часто обращался к жанру tombeau; в числе его сочинений подобного рода — «Размышление о моей будущей смерти», музыкальные эпитафии на смерть императора Фердинанда III и Фердинанда IV, лютниста Бланкроше, скончавшегося в присутствии Фробергера. Попытка осмыслить кончину близкого друга и коллеги находит отражение у Жана-Анри д’Англебера — Tombeau, посвящëнное памяти его учителя Шамбоньера, будет исполнено в завершение концерта.

Помимо сольных клавесинных произведений, в концерте прозвучат два камерных сочинения, созданные во Франции уже в новом поколении музыкантов, но продолжающие те же идеи, — сонаты Жана-Фери Ребеля и Жана-Мари Леклера.

Исполнители:
Юлия Гайколова (барочная скрипка)
Андрей Коломийцев (клавесин)

В программе:
Луи Куперен (1626-1661)
     Сюита пьес для клавесина in a:
          Prélude à l’imitation de Mr. Froberger
          Allemande l’Amiable
          Courante
          Sarabande I & II — Sarabande III
          La Piémontoise

Жан-Фери Ребель (1666-1747)
     Соната ре минор для скрипки и basso continuo

Луи Куперен
     Павана фа-диез минор

Жан-Мари Леклер (1697-1764)
     Соната до минор для скрипки и basso continuo, op.5/6 «Tombeau»

Жан-Анри Д’Англебер (1629-1691)
     Prélude и Tombeau de Mr. de Chambonnières из Третьей сюиты пьес для клавесина

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург