• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • В избранном у 1 пользователя
    Опера «Борис Годунов»/ «Boris Godunov»
    12 +

    Опера «Борис Годунов»/ «Boris Godunov»

    Февраль - Апрель Мариинский театр
    Продолжительность
    4 ч 05 мин
    Описание

    Опера в четырех действиях с прологом (cводная редакция 1869 и 1872 годов)
    Возрастная категория 12+

    Cпектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.

    Музыка Модеста Мусоргского
    Либретто композитора по одноименной трагедии Александра Пушкина и «Истории Государства Российского» Николая Карамзина

    Мировая премьера: 8 февраля 1874 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург
    Возобновление постановки 1990 года: 10 мая 2006 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

    Пролог
    Двор Новодевичьего монастыря.
    …1598 год. Умер царь Федор Иоаннович, не оставив наследника. Фактически правителем при Федоре был Борис Годунов, проявивший незаурядную государственную мудрость. Он пытался занять трон, но бояре, превосходившие Годунова знатностью, решительно воспротивились этому, распустив убийственную для него молву, что по его приказу был убит в Угличе царевич Димитрий, младший сын и законный наследник царя Ивана Грозного.
    Желая достичь своего, Борис якобы устранился от власти, удалившись с семьей в Новодевичий монастырь; сторонники же Годунова согнали сюда народ «просить Бориса на царство». Народ, проявляя безразличие, нехотя повинуется.
    Думный дьяк Щелкалов объявляет, что Борис непреклонен. Однако патриарх и приближенные бояре Годунова все же «умолили» его занять опустевший трон. Пристав оглашает боярский указ: «Заутра быть в Кремле и ждать там приказаний».

    Площадь в московском Кремле.
    В соборе венчают Годунова на царство. Борис достиг всего, чего тайно желал, но… «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце». Царя Бориса обступает «ликующий народ».

    Действие I
    Келья Пимена в Чудовом монастыре. «
    Еще одно последнее сказанье – и летопись окончена моя…»
    Молодой чернец Григорий просыпается от тревожного сна: уже в третий раз видится ему, как поднимается он по крутой лестнице, смотрит с высоты на Москву и падает вниз: «И стыдно мне, и страшно становилось…»
    Григорию не дает покоя его прозябание в монастыре. Он страстно завидует богатой событиями молодости Пимена. С особым интересом расспрашивает он о смерти царевича в Угличе. «Он был бы твой ровесник и царствовал», – отвечает Пимен.
    Строки летописи Пимена об убиении царевича по повелению Бориса Годунова наводят Григория на дерзкую мысль.

    Корчма на литовской границе.
    Вместе с бродягами Варлаамом и Мисаилом сюда приходит убежавший из монастыря Григорий. От хозяйки корчмы он узнает, как пробраться в Литву, минуя заставы.
    Нагрянувшие приставы в надежде поживиться «с пристрастием» допрашивают старцев: кто они да откуда. Желая запугать их, приставы достают указ о поимке «еретика Гришки Отрепьева». Чтобы не выдать себя, Григорий вызывается прочитать указ и называет приметы Варлаама вместо своих. Возмущенный Варлаам сам по слогам читает указ. Григорий спасается бегством.

    Действие II
    Терем в московском Кремле.
    Царевна Ксения оплакивает умершего жениха, царевич Феодор занят картой Руси.
    В своей семье Борис Годунов и добр, и ласков. Но не уйти ему от тяжких дум: «Достиг я высшей власти. Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей измученной душе…».
    Узнав от князя Шуйского о появлении в Литве самозванца под именем царевича Димитрия, Годунов теряет самообладание. Он требует, чтобы Шуйский подтвердил смерть маленького Димитрия в Угличе. Подробный рассказ князя – пытка для Бориса.

    Действие III
    Польша. Замок Сандомирского воеводы.
    Григорий Отрепьев, объявивший себя спасенным царевичем Димитрием, встретил здесь Марину Мнишек – кокетливую, тщеславную, избалованную панну.
    Иезуиту Рангони необходимо выполнить поручение римского папы, тайным посланником которого он является. Чтобы проникнуть в русские земли, обратить Московию в католическую веру, ему нужен союз Марины Мнишек и Самозванца. Однако Марина и сама мечтает стать русской царицей. Ей удается распалить и без того обостренное честолюбие Самозванца.

    Действие IV
    Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве.
    В ожидании окончания службы в соборе, где предают анафеме Гришку Отрепьева и провозглашают вечную память царевичу Димитрию, народ оживленно обсуждает слухи о том, что царевич спасся и войско его уже под Москвой.
    Начинается царское шествие. Народ молит, требует: «Хлеба! Хлеба! Хлеба голодным!»
    Юродивый возникает на пути царя. Их встреча – еще одна рана душе Годунова: «Нельзя молиться за царя Ирода!..»

    Ночь. Грановитая палата московского Кремля.
    Чрезвычайное заседание Боярской думы: войско Самозванца грозит Москве.
    Бояр смущает весть Шуйского о болезни царя. Борис – во власти суеверий, подозрений и страхов.
    Ему – измученному, исстрадавшемуся – предлагает Шуйский выслушать рассказ Пимена о чудесном исцелении слепого старца над могилой святого Димитрия.
    Борис более не в силах владеть собой. Предчувствуя кончину, он зовет сына и наказывает ему: «Соблюдай ты чистоту свою, Феодор, в ней мощь твоя и сила, и разума крепость, и спасенье…»
    Царь Борис умирает.

    Под Кромами.
    В ожидании Лжедмитрия собралась огромная людская сила.
    Народ хочет расправиться с боярином Хрущевым – слугой царя Бориса. Подстрекаемые рассказами Варлаама и Мисаила о кознях и злодействах на Руси, люди готовы «опрокинуть» сатанинский престол, свергнуть неправедную власть цареубийцы Бориса. Народ славит Димитрия. Но появление Самозванца предваряют его советники-иезуиты (он тайно принял католичество). Народ готов расправиться и с ними, «воронами проклятыми».
    Лжедмитрий провозглашает себя царем, обещает всем милость и защиту. О горькой судьбе Руси плачет юродивый.

    Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
    Постановка Андрея Тарковского
    (Премьера – на сцене Ковент-Гарден в 1983 году)
    Художник-постановщик – Николай Двигубский
    Постановка на сцене Мариинского театра – Стивен Лоулесс и Ирина Браун (1990)
    Художник по свету – Владимир Лукасевич
    Режиссер возобновления – Иркин Габитов
    Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
    Главный хормейстер – Андрей Петренко
    Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

    Спектакль идет с одним антрактом.


    Opera in four acts with a prologue (summary version of 1869 and 1872)
    Age category 12+

    Performed in Russian (the performance will have synchronised Russian and English supertitles).

    Music by Modest Musorgsky
    Libretto by the composer after the tragedy of the same name by Alexander Pushkin and Nikolai Karamzin´s tragedy The History of the Russian State

    World premiere: 8 February 1874, Mariinsky Theatre, St Petersburg
    Revival of the 1990 production: 10 May 2006, Mariinsky Theatre, St Petersburg

    Prologue
    Novodevichy Monastery.
    … 1598. Tsar Fyodor Ioannovich has died without an heir. Boris Godunov had been the de facto ruler under Fyodor’s reign, having shown exceptional wisdom in the cause of the Russian State. He tried to claim the throne but the boyars – of more noble birth than Godunov – resisted him, spreading ill tales about him and that it was he who ordered the death of Tsarevich Dmitry in Uglich, the legal heir to the throne and the younger son of Ivan the Terrible.
    In order to achieve his desired aims, Boris ostensibly removes himself and his family to the Novodevichy Monastery; Godunov’s adherents have assembled the people to “ask Boris to be Tsar”. The people reluctantly obey, expressing apathy and indifference to what is happening. Shchelkalov, the scribe of the Boyars’ Council, declares that Boris is adamant in his resolution. However, the Patriarch and the boyars close to Godunov nonetheless “beg” him to ascend the throne.
    A bailiff announces the boyars’ decree: “Be in the Kremlin on the morrow and await orders.”

    A square in the Kremlin.
    Godunov is crowned Tsar. Boris has achieved everything he wanted but… “My heart laments, some kind of unbidden fear has filled my heart with a premonition of evil.” Tsar Boris yields before the “exultant people”. Can he be won over?

    Act I
    Pimen’s cell in the Chudov Monastery.
    One more tale and my manuscript is complete…” The young monk Grigory awakes from a troubled dream: for the third time he has seen himself ascending a steep staircase in his sleep, looking over Moscow and falling downwards: “I became both ashamed and frightened…”
    Grigory is troubled that he does nothing at the monastery. He envies Pimen for the rich tapestry of events that occurred in his younger days. He is particularly interested in the death of the young Tsarevich in Uglich. “He was the same age as you and reigned,” Pimen answers. Pimen’s words about the murder of the Tsarevich on the orders of Boris Godunov open a fiendish plan to Grigory.

    An inn at the Lithuanian border.
    The wandering Varlaam and Misail are joined by Grigory, who has fled the monastery. The innkeeper tells him how to get into Lithuania without passing the guards.
    Guards appear unexpectedly in the hope of profiting from the monks’ “weaknesses”: who are they and where are they from? Wishing to alarm them, the guards produce a decree for the capture of the “heretic Grishka Otrepiev”. In order to remain incognito Grigory offers to read the decree and names Varlaam’s features instead of his own. The indignant Varlaam reads the decree for himself. Grigory flees.

    Act II
    A terem in the Moscow Kremlin.
    Tsarevna Xenia mourns her dead husband, while Tsarevich Fyodor examines the map of Russia.
    With his family Boris Godunov is good and kind. But he cannot dismiss his gloomy thoughts: “I have supreme power. I have reigned in peace for six years. But my soul knows no rest…”
    Informed by Prince Shuisky of the Pretender in Lithuania calling himself Dmitry, Godunov loses his self-control. He insists that Shuisky confirm the death of the young Dmitry in Uglich. The Prince’s detailed story is agony for Boris.

    Act III
    Poland. Commander Mnishek’s Sandomir Castle.
    Grigory Otrepiev, claiming to be the saved Tsarevich Dmitry, meets Marina Mnishek – a coquettish, calculating and spoiled young lady.
    The Jesuit Rangoni must fulfil the wishes of the Pope in Rome as his secret emissary. In order to enter Russia and turn the nation into a Catholic land he needs a union between Marina Mnishek and the Pretender. However, Marina herself dreams of becoming Tsarina of Russia. She succeeds in inflaming the Pretender’s ambitions.

    Act IV
    The square before St Basil’s in Moscow.
    Prior to a service in the cathedral, where Grishka Otrepiev is being denounced and eternal prayers are being said for the Tsarevich Dmitry, the people are discussing the rumour that the Tsarevich was saved and his troops are close to Moscow.
    The imperial procession begins. The people pray and demand “Bread! Bread! Bread for the hungry!”
    The Simpleton interrupts the Tsar’s procession. Another wound to Godunov’s soul: “We must not pray for a tyrant Tsar!”

    Night. The Chamber of Facets in the Kremlin.
    An emergency meeting of the Boyars’ Council: the Pretender’s army is close to Moscow.
    The boyars are worried at Shuisky’s account of the Tsar’s illness. Boris is overcome with superstition, suspicion and fear.
    Shuisky tells the tortured and suffering Boris to listen to Pimen’s tale of how a blind monk was cured over the grave of St Dmitry.
    Boris has lost his self-control. Sensing the end is nigh he calls his son and orders him to “Remain pure, Fyodor, purity is your strength and power, the fortress of your reason and your salvation…”
    Tsar Boris dies.

    A huge crowd has gathered near Kromy awaiting the False Dmitry.
    The people want to see an end to the boyar Khrushchev, Tsar Boris’ servant. Incited by Varlaam and Misail’s tales of the intrigues and evils in Russia the people are prepared to “overturn” the satanic throne and overthrow the regicidal Boris’ illegitimate rule. The people praise Dmitry. But the appearance of the Pretender is anticipated by his Jesuit advisors (he has secretly adopted Catholicism). The people are ready to take care of them too, these “damned crows”.
    The False Dmitry names himself Tsar and promises grace and protection.
    The Simpleton mourns the bitter fate of Mother Russia.

    Musical Director: Valery Gergiev
    Stage Director: Andrei Tarkovsky
    (Premiere – Royal Opera House, Covent Garden, 1983)
    Production Designer: Nikolai Dvigubsky
    Staging at the Mariinsky Theatre: Steven Lawless & Irina Brown (1990)
    Lighting Designer: Vladimir Lukasevich
    Revival Director: Irkin Gabitov 
    Musical Preparation: Irina Soboleva
    Principal Chorus Master: Andrei Petrenko
    Children’s Chorus Master: Irina Yatsemirskaya

    Running time: 4 hours 05 minutes.
    The performance has one intervals.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Февраль'2020 (1 мероприятие )
    • Апрель'2020 (1 мероприятие )
    25
    Февраля
    Вторник
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 1000 - 4200
    Показать ещё
    7
    Апреля
    Вторник
    19:00
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 1800 - 4200
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург