6 +

Концерт «Берлиоз. Ромео и Джульетта»/ «Berlioz. Roméo et Juliette»

Актёры/Исполнители
Валерий Гергиев
Симфонический оркестр Мариинского театра
Описание

Ночной концерт. К 150-летию со дня смерти Гектора Берлиоза.
Возрастная категория 6+

Драматическая симфония Гектора Берлиоза «Ромео и Джульетта» (1839) – одно из самых совершенных созданий композитора. Пожалуй, ни в каком другом его сочинении не отразились с такой силой и очевидностью все самые лучшие и самые специфические стороны его своенравного гения – щедрость неуемной фантазии, склонность к резким контрастам, психологическая утонченность, соседствующая с броской, доходящей почти до грубоватости, декоративностью.

История создания «Ромео и Джульетты» тесно сплетена с личной судьбой композитора. В 1827 году в Париж приехала английская драматическая труппа, которая привезла несколько шекспировских спектаклей, в том числе «Ромео и Джульетту». Спектакли эти произвели на Берлиоза (и не на него одного) потрясающее впечатление: ведь до того французы, можно сказать, Шекспира и не знали! В английской труппе блистала молодая актриса Гарриэт Смитсон – исполнительница ролей Джульетты, Офелии. К ней и вспыхнуло в душе композитора пламенное романтическое чувство (спустя шесть лет она стала женой композитора). С того времени, по-видимому, Берлиоз и стал помышлять о музыкальной интерпретации образов шекспировской трагедии. Когда же замысел окончательно созрел, когда материальная помощь Паганини избавила его от докучных забот о ежедневном заработке, тогда – в январе 1839 года – Берлиоз приступил непосредственно к сочинению. На написание огромной партитуры ушло 6–7 месяцев. Премьера состоялась 24 ноября того же 1839 года. Но и после этого автор неоднократно возвращался к своему сочинению, внося различные поправки (последняя относится к 1858 году; таким образом, над «Ромео и Джульеттой» Берлиоз работал в общей сложности без малого 30 лет!).
Свое сочинение композитор назвал драматической симфонией, желая подчеркнуть не столько трагедийный строй ее сюжета, сколько театральность ее формы. Действительно, в исполнении симфонии, кроме оркестра, участвуют хор и солисты, которые трактованы то как действующие лица (хор – Монтекки, Капулетти; солисты – Меркуцио, патер Лоренцо), то как «голос от автора» (Пролог; впрочем, «персонаж от автора» имеется и в трагедии Шекспира). Берлиоз не отслеживает шаг за шагом всех событий трагедии: он ограничивается воплощением лишь тех, которые у Шекспира сосредоточены в первом акте (вражда; встреча Ромео и Джульетты, их любовь) и в последнем (похороны мнимоумершей Джульетты; смерть Ромео и Джульетты; примирение враждующих родов). Зато эти события рассмотрены очень подробно: то о них рассказывается (хор-Пролог), то они оживают в действии (собственно драматические эпизоды), то их обобщенно-образное содержание передается средствами чисто оркестровой музыки. Симфония состоит из трех частей; в первой части – два номера, во второй и третьей – по три.
Адам Стратиевский

В программе:
Гектор Берлиоз
«Ромео и Джульетта», драматическая симфония для солистов, хора и оркестра по трагедии Уильяма Шекспира

Исполнители:
Юлия Маточкина (меццо-сопрано) 
Александр Михайлов (тенор) 
Станислав Трофимов (бас)
Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра 
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Кристиан Кнапп


Late-night concert. Marking 150 years since the death of Hector Berlioz.
Age category 6+

Hector Berlioz’ “symphonie dramatique” Roméo et Juliette (1839) is one of the composer’s finest works. Arguably, in no other work do we see reflected with such power and clarity all of the best and utterly personal facets of the character of this genius – generosity of irrepressible imagination, a propensity towards sharp contrasts and psychological subtlety combined with garish – almost vulgar – decorativeness.

The story of the creation of Roméo et Juliette is closely woven with the composer’s own personal destiny. In 1827 in Paris a British drama company had arrived with several Shakespearean plays, among them Romeo and Juliet. These performances produced a powerful effect on Berlioz (and many others besides): after all, prior to that the French, it could be said, did not know Shakespeare! Among the actors of the British company, the young Harriet Smithson as Juliet and Ophelia dazzled audiences. A romantic feeling flared up in the composer’s own breast for her (six years later she became the composer’s wife). Thereafter, it would appear that Berlioz began to consider a musical interpretation of the imagery of Shakespeare’s tragedy. When the idea finally matured and when material support from Paganini took care of tiresome cares and daily work, that was when – in January 1839 – Berlioz truly launched himself into composing the work in earnest. It took somewhere between six and seven months to complete the immense score. The premiere took place on 24 November, also in 1839. The composer returned, however, on numerous occasions to the work to make various amendments, the last dating from 1858, which means that Berlioz spent some twenty years working on Roméo et Juliette!
The composer called his work a “dramatic” symphony, wishing to underscore not so much the tragic element of the plot as the theatrical nature of its form. And, in fact, here in addition to the orchestra there is a chorus and soloists who feature at times as the cast (the chorus is the Montagues and the Capulets and the soloists are Mercutio and Friar Laurence) and at other times as the “voice of the composer” (Prologue; apropos, a “character from the author” is also present in Shakespeare’s tragedy). Berlioz does not follow every event of the tragedy step by step: he limits himself to bringing to life only those that generally feature in Act I (the feud; Roméo meeting Juliette and their love) and the final act (the funeral of Juliette following her faked death, the death of Roméo and Juliette and the reconciliation of the feuding families). And yet these events are examined in tremendous detail: either they are told of (the choral Prologue) or they come to life in action (such as the dramatic episodes) or their generalised imagistic content is conveyed purely by the orchestral music.
The symphony has three movements; there are two parts to the first movement and three parts to the second and third.
Adam Stratievsky

Programme:
Hector Berlioz
Roméo et Juliette, symphonie dramatique for soloists, chorus and orchestra after the eponymous tragedy by William Shakespeare

Performers:
Yulia Matochkina (mezzo-soprano) 
Alexander Mikhailov (tenor) 
Stanislav Trofimov (bass)
Mariinsky Chorus and Orchestra 
Principal Chorus Master: Andrei Petrenko 
Conductor: Christian Knapp

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург