Опера «Бенвенуто Челлини» / «​​​​​​​Benvenuto Cellini»
12 +

Опера «Бенвенуто Челлини» / «​​​​​​​Benvenuto Cellini»

Продолжительность
3 ч 15 мин
Описание

опера Гектора Берлиоза
Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Как на пестром итальянском карнавале, в «Бенвенуто Челлини» Берлиоза перемешались комическое и трагическое, глубокие чувства и игра, ироничное лицедейство и пронзительная душевная обнаженность. Оперный первенец великого французского композитора-романтика принадлежит к редкой породе: это опера-семисериа, то есть «полусерьезная» опера. Ее главная идея вполне серьезна: речь идет о гении и творчестве, о месте художника в социуме, о цене произведения искусства. В фигуре знаменитого флорентийского скульптора Челлини Берлиоз увидел свое альтер эго – гения, который, что называется, ходит по краю, но только так и может творить шедевры. В определенный момент дело принимает совсем серьезный оборот: на сцене совершается убийство, а потом и сам герой оказывается на волосок от смерти. Но Берлиоз не морализатор: серьезность тут соседствует с комизмом, лирические герои – с буффонными, живые люди – с масками. Здесь есть и развернутые арии рефлексирующих героев, и умопомрачительные, моцартовские по духу ансамбли, и великолепные хоровые сцены, в том числе грандиозный финал первого акта, о котором Ференц Лист сказал, что он написан «пылающими нотами». «Бенвенуто Челлини» – это еще и праздник оркестра; Берлиоз, с его стремлением породнить оперу с симфонией, создал совершенно ослепительную партитуру, полную блестящих тембровых находок. Объем оперы показался Листу, поставившему ее в Веймаре, избыточным, и большие фрагменты ушли в купюры. Новый спектакль Мариинского театра основан на полной, парижской версии.

«Бенвенуто Челлини», с его многолюдными уличными сценами, попойкой в таверне, балаганным театром, римским папой в качестве deus ex machina и прочими эффектными ситуациями, предоставляет любому оперному режиссеру заманчивое поле деятельности. Московский постановщик Алексей Франдетти увидел параллели между историей создания легендарной статуи Персея и историей съемок культового фильма Федерико Феллини «8½». Режиссер перенес действие оперы в 1963 год, на римскую киностудию, где, как известно, с большими трудностями рождался величайший киношедевр ХХ века. Кризисы и прозрения, чередование прокрастинации и лихорадочной деятельности, финансовые «качели» и зависимость от заказчика сопутствуют художественному творчеству в любые времена. Христина Батюшина

Музыка Гектора Берлиоза
Либретто Леона де Вайи и Анри Огюста Барбье

Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Алексей Франдетти
Художник-сценограф – Вячеслав Окунев
Художник по костюмам – Виктория Севрюкова
Хореограф – Ирина Кашуба
Художник по свету и режиссер мультимедиа – Глеб Фильштинский
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Хормейстеры: Константин Рылов, Павел Теплов
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко

Мировая премьера: 10 сентября 1838 года, Театр Королевской академии музыки (Парижская опера)
Премьера в Мариинском театре: 6 июля 2007 года
Премьера постановки: 10 ноября 2021 года

Возрастная категория 12+

Продолжительность спектакля 3 часа 15 минут
Спектакль идет с одним антрактом


opera by Hector Berlioz
Performed in French (the performance will have synchronised Russian supertitles)

Just like at a vibrant Italian carnival, Berlioz’ Benvenuto Cellini is a combination of the comic and the tragic, deep emotions and frivolity, ironic play-acting and stark spiritual nakedness. The operatic “first-born” of the great French Romantic composer is of a rare breed: it is an opera semiseria, meaning a “semi-serious” opera. Its core idea is actually totally serious: it deals with genius and the creative process, with the artist’s place in society and with the value of a work of art. In the character of the illustrious Florentine sculptor Cellini, Berlioz saw his alter ego – a genius who, so to speak, lives life on the edge, but for whom that is indeed the only way to create masterpieces. At a certain moment, matters take a truly serious turn: a murder is committed on the stage, and then the protagonist himself is within a hairbreadth of death. Berlioz, however, is no moralist: here the serious sits cheek by jowl with the comic, the lyrical heroes with the buffo characters and real people with maskers. Here there are well-developed arias of the reflexive characters, there are tremendous ensembles that are Mozartian in spirit and there are magnificent choral scenes, among them the grandiose finale of Act I of which Franz Liszt commented that it had been composed of “fiery, passionate notes”. Benvenuto Cellini is also a celebration for and of the orchestra; Berlioz, with his desire of linking the genres of opera and symphony music, composed an utterly dazzling score, filled with glorious timbre innovations. The length of the opera appeared to Liszt, who had staged it in Weimar, to be surplus to requirements, and large sections ended up being cut. The Mariinsky Theatre’s new production is based on the full and complete Paris version.

Benvenuto Cellini, with its mass street scenes, drinking-bout in a tavern, “balagan” theatre, a Roman Catholic priest as a deus ex machina and other efficacious situations, presents an alluring sphere of activity for any director of opera. Moscow stage director Alexey Frandetti could see parallels between the story of the creation of the legendary statue of Perseus and the story of the filming of Federico Fellini’s cult film 8½. The director has transferred the plot of the opera to 1963, to a film studio in Rome where, as is well known, the greatest cinematic masterpiece of the 20th century experienced a difficulty-laden birth. Crises and insights, the succession of procrastination and feverish activity, financial “swings” and relying on a client will accompany artistic creativity in any and every period. Khristina Batyushina

Music by Hector Berlioz
Libretto by Léon de Wailly and Auguste Barbier, after Cellini´s Memoirs

Musical Director: Valery Gergiev
Stage Director: Alexei Frandetti
Set Designer: Vyacheslav Okunev
Costume Designer: Viktoria Sevryukova
Choreographer: Irina Kashuba
Lighting Designer and Multimedia Director: Gleb Filshtinsky
Musical Preparation: Natalia Mordashova
Chorus Masters: Konstantin Rylov, Pavel Teplov
French language Coach: Ksenia Klimenko

World premiere: 10 September 1838, Académie Royale de Musique (Salle Le Peletier), Paris
Premiere at the Mariinsky Theatre: 6 July 2007
Premiere of this production: 10 November 2021

Age category 12+

Running time 3 hours 15 minutes
The performance has one interval

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург