Спектакль «Беглец» по повести Л.Н.Толстого «Казаки» делает молодой выпускник ГИТИСа (курс Сергея Женовача, педагог Юрий Бутусов) Айдар Заббаров.
Спектакль должен стать открытием повести Л.Н.Толстого для сцены. В повести «Казаки» нашли отражение впечатления Толстого от его трехлетней службы на Кавказе. Как и Толстой, герой повести юнкер Дмитрий Оленин оказывается на Кавказе в попытке начать новую жизнь, «в которой уже не будет больше ошибок, не будет раскаяния, а наверное будет одно счастье». Именно вдали от комфорта, как думается герою, человек живет более честной, искренней, естественной жизнью, которая, разумеется, может не подходить большому количеству "образованных" людей. Тема поиска себя человеком, только-только входящим в жизнь, должна стать близкой современному молодому зрителю.
Рассказывает Айдар Заббаров: «Льву Толстому, когда он вернулся с Кавказа, было 25 лет. И его волновала тема – как найти опору в жизни, как найти себя. И меня она волнует сейчас. Герой повести – такой московский парень, пытается убежать от светской жизни, хочет найти себя настоящего. Есть в Москве, в Петербурге и сегодня в определенных кругах четкие правила существования, правила поведения, – если ты хочешь быть «своим», то ты должен делать то-то и то-то, реагировать так-то, разговаривать такими-то словами, дружить с теми-то, пить и есть то-то, ходить туда-то… Правила «тусовки», назовем это так. Толстовский Оленин испытывает чувство потери собственной личности, индивидуальности. Наш спектакль будет называться так, как Толстой изначально хотел назвать повесть – «Беглец». Герой выбирает для побега Кавказ, казаков, которых сам Толстой считал «свободолюбивыми бродягами». Их подлинность, искренность, наивность и прямота, естество как оно есть, не спрятанное за условностями формы, привлекают его. Но главный парадокс в том, что герой повести, пройдя через эту историю, понимает, что от себя никуда не убежишь. Бегство от самого себя получается. И Оленин понимает, что пока сам себя не перестроишь, мир не перестроится. Смысла убегать нет. Всё в нас».
Спектакль идет с одним антрактом.
Убежать от общества, освободиться от его замкнутого круга обязанностей и ограничений, стать самим собой и делать только то, что хочется. Наверное, чуть ли не каждый мечтает об этом в 25 лет, не был исключением и Лев Толстой. В своей повести «Казаки» он в образе главного героя Оленина рисует сам себя, свои свободолюбивые устремления, свои поиски места в этом фальшивом и жестоком мире. Для петербургских зрителей, да и для театралов в целом, идеи повести Толстого открывает режиссер Айддар Заббаров — молодой человек, который сам едва достиг возраста своего героя и который понимает его, как никто другой. Билеты на спектакль «Беглец» театра им.Ленсовета неожиданно покажут, как много параллелей можно провести между дореволюционным и современным обществом, как много у них общих проблем и недостатков.
А главное, мы поймем, что и тогда, и сейчас невозможно изменить ситуацию вокруг себя, не меняя себя самого. Все наши препоны, комплексы, страхи — плод только нашего характера, воображения и ума. И чем раньше человек это осознает — тем проще будет ему сломать себя внутри и заставить жить по-новому.
Олицетворением свободы духа и действия для Толстого служили казаки. В спектакле «Беглец» мы также вплотную сталкиваемся с уникальной казацкой культурой, с их суровыми, но справедливыми законами, с теми, чьей внутренней свободе так завидует главный герой. Но у него не получается слиться с ними, потому что он принадлежит к другой культуре. Что делать дальше и как найти себя в жизни — эти вопросы Оленин решает он для себя на протяжении всего спектакля. А зрители, купившие билеты на спектакль «Беглец», с напряжением ожидают развязки и финала странствий и поисков молодого человека. Эти поиски тем интереснее, что на сцене их играют как молодые артисты, так и уже очень известные и популярные актеры — например, Александр Сулимов или Иван Батарев. И это еще один повод вырваться из череды однообразных будней и познакомиться с нетривиальной работой молодого талантливого режиссера, купив билет на спектакль театра Ленсовета «Беглец».
Интересная тема- тема поиска себя в жизни.
Спектакль музыкальный (исполняются песни).
Прекрасная игра актеров. Задумываешься о смысле своей жизни. Получила огромное удовлетворение.
Спектакль о молодом юнкере, бегущем от условней света в "естественную" жизнь. Образы казаков предают всю необузданность и вольность этого сословия, прекрасное исполнения роли Лукашки И.Батаревым. В спектакле много "живых" сцен: казаки рубятся на шашках, девушки давят ногами виноград и т.д. Старинные казачьи песни придают спектаклю лиризм и задушевность.