И.К. Керль, Г. Муффат, И. Пахельбель,
А. Марчелло, А. Вивальди, И.С. Бах
Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)
В программе концерта петербургской органистки Натальи Михайловой - яркие произведения композиторов эпохи барокко.
Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках - латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Токката № 12 си-бемоль мажор и Пассакалия из этого цикла будут исполнены на концерте.
И.К. Керль учился в Риме у Дж. Кариссими и вероятно, у Дж. Фрескобальди. В разные периоды жизни он жил при мюнхенском и венском дворах. Керль познакомил мюнхенцев с новым для них итальянским концертным церковным стилем. В венский период жизни он приобрёл известность как клавирист. В 1658 году Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, выступавшего на его коронации. В Вене Керль служил органистом собора св. Стефана. В программе концерта - Пассакалия ре минор.
И. Пахельбелем написаны шесть Чакон, демонстрирующих искусное владение композитором вариационной формой. Их музыкальный язык отличается ясностью и прозрачностью фактуры, темы привлекают мелодичностью, а противосложения - рельефностью графики. Будет исполнена Чакона ре минор, творение зрелого мастера, отличающееся строгим тематическим и тональным единством. Её особенностью является 8-тактная остинатная (повторяющаяся) тема в партии педали. 16 вариаций на неё удивляют изобретательностью развития. По ряду структурных и мелодических деталей сочинение приближается к знаменитой Пассакалии И.С. Баха.
Прозвучат два виртуозных концерта: переложенные Бахом для органа оркестровые произведения герцога Саксен-Веймарского и А. Вивальди. Каждый из них имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Концерт ля минор столь популярен у слушателей органных концертов, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» шедевров органной музыки, наряду с Токкатой ре минор. Между концертами будет исполнено Адажио из Концерта для гобоя с оркестром А. Марчелло, переложенное для органа Бахом.
Программа концерта:
Георг Муффат (1653-1704)
Две пьесы из сборника «Apparatus musico-organisticus»:
Toккaтa № 12 си-бемоль мажор
Пассакалия
Иоганн Каспар Керль (1627-1693)
Пассакалия ре минор
Иоганн Пахельбель (1653-1706)
Чакона ре минор, P 41
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto - Grave - Presto
Алессандро Марчелло (1669-1747) - Иоганн Себастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto - Adagio - Allegro