АЛЛА МОРОЗОВА
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» – это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Аллы Морозовой «Бах: светлый путь», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 9 июля в 19:30.
В программу Аллы Морозовой включены сочинения Иоганна Себастьяна Баха. Их объединяют две идеи: все они исключительно в мажорных тональностях, что придаёт программе радостный настрой. Тональности произведений расположены по восходящим полутонам, от ми-бемоль мажора к соль мажору, что и определило название всей программы.
Алла Морозова получила образование в трёх престижных музыкальных заведениях России: Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова, РАМ имени Гнесиных в Москве и Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Её репертуар весьма разнообразен, в нём преобладают сочинения И.С. Баха и французских композиторов XX века. Алла Морозова ведёт класс органа в Детской школе искусств имени И.О. Дунаевского.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Концерт откроет торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор. Её принято связывать с образами Святой Троицы. Сочинение образует арочную конструкцию, обрамляющую третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой». Вслед за этим монументальным циклом прозвучит Сонатина из кантаты «Божье время - лучшее время» в транскрипции для органа соло А. Гильмана.
Творчество Баха стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Его токкаты отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Токката ми мажор написана молодым Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника – знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, с интерлюдией между ними и постлюдией в конце. Под воздействием Прелюдий и фуг складывается двухчастный цикл – Токката и фуга. Грандиозная Токката и фуга фа мажор написана в Веймаре в 1716 году.
Будет исполнен виртуозный концерт соль мажор: переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение герцога Саксен-Веймарского. Герцог с детства увлекался музыкой. Ещё ребёнком он учился играть на скрипке, и закончив Утрехтский университет, брал уроки композиции у И.Г. Вальтера. Не дожив и до 19-ти лет, герцог написал около 19-ти произведений. Впоследствии 6 его Концертов были отредактированы Г.Ф. Телеманом и опубликованы.
В завершение концерта прозвучит Фантазия соль мажор («Pièce d’orgue») – пьеса во французском духе, с токкатообразными разделами, обрамляющими пятиголосное фугато.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552
Сонатина из кантаты «Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit» («Божье время - лучшее время»), BWV 106 (транскрипция для органа соло А. Гильмана)
Токката ми мажор, BWV 566
Токката и фуга фа мажор, BWV 540
Концерт соль мажор, BWV 592:
Без указания темпа – Grave - Presto
Фантазия соль мажор, BWV 572