И.С. Бах, С. Франк, К. Сен-Санс, Л. Боэльман, Л. Вьерн
ЕЛЕНА РЯБКО
(Курск-Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» – это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Елены Рябко «Бах и органный романтизм Франции», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 28 июня в 19:30.
В программе концерта Елены Рябко – сочинения И.С. Баха и французских композиторов эпохи романтизма. Будет представлено несколько ярких пьес из третьей части «Клавирных упражнений» Баха: Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор и три первые хоральные обработки из этого цикла. Ария из Оркестровой сюиты № 3 – известна всем любителям музыки Баха. Во второй части программы прозвучат несколько популярных произведений французских композиторов – Прелюдия, фуга и вариация С. Франка, «Лебедь» К. Сен-Санса, Токката Л. Боэльмана. Концерт завершит грандиозный Финал из Симфонии для органа № 2 Л. Вьерна.
Елена Рябко – концертирующая органистка, она гастролирует по России с сольными и ансамблевыми программами. На постоянной основе выступает в Римско-католическом храме Успения Божией Матери в Курске.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Концерт откроет торжественная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор И.С. Баха, обрамляющая третью часть «Клавирных упражнений». Этот цикл принято связывать с образами Святой Троицы. Третья часть «Клавирных упражнений» была завершена в 1739 году в период творческого расцвета Баха. Написанная к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером, она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Благодаря особенностям структуры, третью часть «Клавирных упражнений» часто именуют «Органной мессой». Прозвучат три первых хорала.
Будет исполнена Ария из Оркестровой сюиты № 3 Баха. Оркестровые сюиты (или увертюры, как их называл сам композитор) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них Бах использовал традиционную структуру старинной немецкой партиты XVII столетия в сочетании с элементами французского инструментального стиля. В Сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля.
Л. Боэльман – французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. Токката из «Готической сюиты» – его самое известное сочинение для органа.
С. Франк – выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. Знаменитая Прелюдия, фуга и вариация относится к циклу «Шесть пьес» для органа. Произведение посвящено К. Сен-Сансу.
«Лебедь» Сен-Санса – пьеса из Сюиты «Карнавал животных», созданной в 1886 году. Она всемирно известна благодаря хореографической миниатюре М. Фокина на эту музыку, созданной для балерины Анны Павловой («Умирающий лебедь»). Сочинение прозвучит в переложении для органа А. Гильмана.
Перу Л. Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей – С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта - Финал из Симфонии для органа № 2 ми минор.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 из третьей части «Клавирных упражнений»
Хоральные обработки BWV 669-671:
«Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit» («Помилуй, Господи, Отец небесный»)
«Christe, aller Welt Trost» («Христос, утешение всего мира»)
«Kyrie, Gott heiliger Geist» («Господь, Святой дух»)
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Леон Боэльман (1862-1897)
Токката из «Готической сюиты», ор.25
Сезар Франк (1822-1890)
Прелюдия, фуга и вариация, op.18
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
«Лебедь» из сюиты «Карнавал животных»
(переложение для органа А. Гильмана)
Луи Вьерн (1870-1937)
Финал из Симфонии для органа № 2 ми минор, ор.20