Опера «Ариадна на Наксосе» (концертное исполнение)/ Ariadne auf Naxos (concert performance)
6 +

Опера «Ариадна на Наксосе» (концертное исполнение)/ Ariadne auf Naxos (concert performance)

Продолжительность
2 ч 00 мин
Описание

Исполняется на немецком языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Музыка Рихарда Штрауса
Либретто Гуго фон Гофмансталя

Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева

После триумфального успеха оперы «Кавалер розы» Рихард Штраус и его либреттист, декадентский драматург Гуго фон Гофмансталь поставили рискованный художественный эксперимент, создав ни на что не похожую символистскую оперу-гибрид, многослойную оперу-метафору, оперу – эстетический манифест и одновременно социальную сатиру: «Ариадну на Наксосе».

«Ариадна» стала знаком благодарности Максу Рейнхардту: в постановке режиссера-реформатора состоялась премьера «Кавалера розы». Рейнхардт работал теперь над «Мещанином во дворянстве» с музыкой Штрауса; место турецкой церемонии в последнем акте должна была занять получасовая «Ариадна на Наксосе». Либретто Гофмансталя, первые наброски которого Штраус получил в мае 1911 года, не вызвало энтузиазма у композитора. Переубеждая соавтора, драматург написал ему знаменитое письмо – Ariadne-Brief, – где изложил свой взгляд на содержание «Ариадны». По словам Гофмансталя, «Ариадна на Наксосе» – в первую очередь опера о верности:
«Постоянство – это оцепенение и смерть. Кто хочет жить, тот должен преображать себя, должен меняться: он должен забывать. И при этом именно в постоянстве, в не-забвении и верности заключено глубинное достоинство человека. Это одно из тех бездонных противоречий, на которых зиждется бытие».

Не слишком удачная премьера, состоявшаяся в октябре 1912-го в Штутгарте, подтвердила опасения Штрауса, и работа над «Ариадной» продолжалась еще четыре года. В новой редакции пьеса Мольера была отсечена; ее заменил пролог, действие которого происходит в доме некоего богача. Таким образом, опера состоит из двух частей – ариозно-речитативного пролога и единственного акта, причем вторая часть – это театр в театре, ироничный коллаж оперы-сериа и оперы-буффа, трагедии и комедии. Во второй версии «Ариадны» появляется знаковая фигура Композитора; как и Октавиан в «Кавалере розы», это травестийная роль. Юный Композитор – автор оперы, заказанной к торжеству; поначалу идея объединить возвышенное творение на античный мифологический сюжет с фривольным балаганом в духе комедии дель арте кажется ему кощунственной. Но плодотворный союз высокого и низкого, небесного и земного все же возможен; он намечен уже в прологе, когда Композитор поддается чарам жизнерадостной Цербинетты. Партия ветреной кокетки, которая заправляет четверкой кавалеров-комедиантов, – одна из самых сложных в мировом сопрановом репертуаре; головокружительная ария Цербинетты Großmächtige Prinzessin соткана из сплошных колоратур.

Во второй редакции опера была впервые поставлена 4 октября 1916 года в том самом городе, где разворачиваются события пролога, – в Вене. Венская интонация пронизывает и изысканно-мелодичную, камерную музыку «Ариадны», автор которой, по его собственному выражению, «избавился от вагнеровского панциря» и своим эстетическим идеалом считал музыку великого венского классика – Вольфганга Амадея Моцарта.  Христина Батюшина

Продолжительность концерта 2 часа
Концерт идет без антракта


Performed in German (the concert will have synchronised Russian supertitle)

Music by Richard Strauss
Libretto by Hugo von Hofmannsthal

Musical Preparation: Larisa Gergieva

Following the triumphant success of the opera Der Rosenkavalier, Richard Strauss and his librettist, the decadent playwright Hugo von Hofmannsthal, staged a risky artistic experiment, creating a symbolist opera hybrid dissimilar to anything known at the time, a multi-layered operatic metaphor, an opera that declared an aesthetic manifesto and yet which simultaneously was a social satire – this was Ariadne auf Naxos.

Ariadne has come to be seen as a symbol of gratitude to Max Reinhardt: the reformist stage director had mounted the premiere of Der Rosenkavalier. Reinhardt had worked in theatre on Le Bourgeois Gentilhomme featuring music by Strauss; it had been proposed to give a position in the Turkish ceremony in the final act to the half-hour-long Ariadne auf Naxos. Von Hoffmannstahl's libretto, the first sketches of which Strauss received in May 1911, revealed no enthusiasm on the composer's side. Convincing his co-creator, the dramatist wrote him the famous "Ariadne-Brief", a letter in which he outlined his own opinion of the content of Ariadne. According to von Hofmannsthal, Ariadne auf Naxos was first and foremost an opera about loyalty: "Loyalty is torpidity and death. Whosoever wishes to live must reinvent himself, he must change: he must forget. And yet even that in constancy, in not-forgetting, and in faith, therein lies the depth of the value of mankind. This is one of those fathomless contradictions on which existence is based."

The none-too successful premiere (Stuttgart, October 1912) confirmed Strauss' fears, and his work on Ariadne continued a further four years. In the new version, any accreditation of Molière's play was abandoned; this was replaced by a Prologue, the action of which takes place in the house of a rich German merchant. As such, the opera consists of two parts – the arioso-recitative prologue and a single act, albeit noted that the second act is theatre within theatre, an ironic collage of opera seria and opera buffa, of tragedy and comedy. In the second version of Ariadne we become acquainted with the central character of the Composer; just like Octavian in Der Rosenkavalier, this is a parody role. The young Composer has created an opera commanded for a celebration; initially the idea of combining a lofty creation on a mythological antique subject with a frivolous show in the spirit of commedia dell'arte appears to him to be blasphemous. And yet the productive union of the lofty and the lowly, the heavenly and the worldly is still possible; this may be noted even in the prologue when the Composer submits to the charms of Zerbinetta. The role of the vertiginous coquette who sends off her four comedian seducers is one of the most demanding in the international soprano repertoire; the dizzying aria of Zerbгinetta "Großmächtige Prinzessin" is woven from highly complex coloraturas.

The second version of the opera was first presented on 4 October 1916 where the events of the Prologue unfold – Vienna. A Viennese intonation also imbues the melodically refined chamber music of Ariadne, the composer of which, as he himself declared, "stripped himself of Wagnerian armour", and he considered the music of the great Viennese classic Wolfgang Amadeus Mozart to be his own aesthetic ideal. Khristina Batyushina

Running time 2 hours
The concert without interval

1 отзыв
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
елена т.
05.09.2022 / 16:47
Несколько лет назад я слушала эту оперу на сцене концертного зала Мариинского театра. Мне не понравилось. Персонажи в малиновых пиджаках в цепях ходили по сцене и пели на русском языке. Мария Максакова исполняла мужскую партию композитора, который должен выполнить заказ вышеописанных действующих лиц и написать оперу. И он написал... Не понравилось.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург