Концерт «Прокофьев. Оратория «Иван Грозный»»
0 +

Концерт «Прокофьев. Оратория «Иван Грозный»»

Продолжительность
2 ч 00 мин
Описание

ПРОКОФЬЕВ
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ре-бемоль мажор, соч. 10
Оратория «Иван Грозный» (в сопровождении кино)

23 февраля в концерте Хора и Симфонического оркестра Капеллы – оратория Сергея Прокофьева «Иван Грозный», которая в сопровождении фрагментов из легендарного фильма Сергея Эйзенштейна неизменно вызывает восторг у публики. Также в этот вечер прозвучит Первый фортепианный концерт Прокофьева, его юношеское сочинение, спровоцировавшее в свое время у критиков целую бурю эмоций.

«Иван Грозный» – одна из вершин творчества Сергея Прокофьева и его последняя совместная работа с выдающимся режиссером Сергеем Эйзенштейном. Съемки фильма началась в 1942 году, в сложных условиях эвакуации. Партитура рождалась на волне огромного патриотического подъема, которым была охвачена вся страна. Первая серия «Ивана Грозного» была удостоена Сталинской премии (1946). После запрета второй серии работа над фильмом была прекращена. Киномузыка Прокофьева вышла далеко за пределы чисто «прикладной». Она неоднократно использовалась композитором как материал для создания самостоятельных концертных произведений. Оратория «Иван Грозный» является произведением для чтеца, хора и оркестра, однако сам композитор такого сочинения не создавал. Прокофьев оставил нам именно киномузыку – набор фрагментов, которые не объединены в одно целое. Только в 1961 году, уже после смерти Прокофьева, Абрам Стасевич создал ораторию «Иван Грозный», дополнив произведение партией чтеца. Первое исполнение было приурочено к 70-летию со дня рождения Прокофьева. К «Ивану Грозному» обращались выдающиеся дирижеры нашего времени.

Первый концерт для фортепиано с оркестром был впервые исполнен Прокофьевым в 1912 году. Это было первое выступление пианиста с оркестром. Но очень шумно, даже можно сказать скандально, прошло авторское выступление с Первым концертом через два года. Композитор писал: «Для конкурса я выбрал не классический концерт, а свой. С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов, мой же концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники; они просто могли не сообразить, как я с нею справился..». Несомненно, одной из особенностей являлась его остро-задорная полемичность. «Первый фортепианный концерт - сочинение двадцатилетнего композитора — вызвал такую критическую бурю, каких давно не знала русская музыкальная жизнь, — писал композитор Д. Кабалевский. — Восторженные голоса смешались в этой буре с голосами, решительно отвергавшими и само сочинение и его юного автора. Концерт оказался слишком необычным и не столько по форме, языку и пианистическим приемам, сколько по взрывчатой силе своего жизненного содержания».

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург