Описание
Гастроли спектаклей Е.Гришковца.
Монолог мужчины 35-45 лет.
«Меня никто не знает» — фраза, с которой начинает свое без малого двухчасовое объяснение Гришковец, становится лейтмотивом всего спектакля.
Евгений Гришковец:
«Я всегда +1 к человечеству, но не его часть», — объясняет Гришковец и, надев гермошлем космонавта, высаживается на Марс. Размахивая российским флажком, он признается оттуда в любви к родине, президенту, телевизионным новостям, пробкам и даже районной поликлинике. Потом он превращается в полярника на манер, готового замерзать во льдах и не выходить на связь, чтобы родина, президент и районная поликлиника переживали за него.
Уже с середины спектакля мысли автора начинают повторяться, топчась на одном месте, причем сам Гришковец, казалось, не знает, как вырулить из этого круга. Тонкие примеры сменяются очевидными сравнениями в лоб, монолог становится утомительным. Возможно, понимал это и сам Гришковец: посмотрев в какой-то момент на часы, он сказал, что пора заканчивать. Под душераздирающую песню Леонарда Коэна «Аллилуйя» на экране появились фотографии родных и близких, среди которых нашлось место и Нонне Мордюковой, и Штирлицу, и Гагарину.
Он теперь чуть-чуть меньше запинается, меньше руками машет, но все так же не заботится об отделке фраз. Говорит-заговаривается, отступает от темы, уходит в сторону, то про детство вспомнит, то на Марсе себя вообразит, то в Раю. На первом спектакле он и вовсе целый кусок текста проскочил, за голову схватился, потом вернулся, а публика радостно смеялась. Она на этом спектакле вообще много смеялась. В то время как речь шла о грустном. О том, что человек всегда одинок, всегда +1 по отношению к человечеству. О том, как хочется ему быть любимым и быть понятым.
Посмотрев «+1», лишний раз убеждаешься, что Гришковец вовлечен в пространство масскульта лишь какой-то своей частью. А большей частью все же не вовлечен. Евгений Гришковец по-прежнему тонкий, склонный к рефлексии человек, твердо помнящий, с чего начинается родина, но не очень уверенный в очертаниях собственной личности. Он многое знает наверняка, но в чем-то по-прежнему сильно сомневается. Следовательно, все еще существует в искусстве.
Спектакль «Плюс один» (Е.Гришковец) идет без антракта.