Описание
Театр «Балет Москва»
Спектакль Александра Пепеляева «Кафе Идиот».
Театр танца и интерактивная графика.
По мотивам романа Ф.М.Достоевского «Идиот».
«Кафе Идиот» – четырехкратный номинант, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» - 2016 в номинации «Современный танец/Лучший спектакль».
Что есть «Кафе Идиот»? Это некое место, в которое приходит зритель, может быть, даже не думая ни о каком романе, где с ним мистическим, достоевским образом начинают происходить разные вещи. Он заворожено наблюдает за движением мысли, эмоции или тела актера, вглядывается в экран, следит за перемещением героев. Он силится отличить многочисленных Рогожиных от Мышкиных, а Настасью Филипповну – от Аглаи.
Это путь падения и поиск баланса, созданный методами визуального театра, который и зритель, и актеры проходят вместе. Это работа о том, как можно визуализировать те состояния, которые заложены в легендарном романе и пробуждаются в нас при его прочтении.
Каждый актер пробует на себе известную двойственность, перевоплощаясь то в князя-эпилептика, то в купца-смутьяна, а затем и вовсе переходя на сторону наблюдателя. Задаваясь вопросами «Христос я или Антихрист?», «идиот или святой?», «могу ли я примерить на себя эти роли или останусь в стороне?», танцовщики вместе со зрителями пройдут путь познания себя и по-своему решат вопросы, поставленные в романе.
Эта постановка – своеобразный оммаж Пине Бауш, отсылка к спектаклю «Кафе Мюллер», манифесту визуального театра. Девушка с завязанными глазами, не ведающая, куда поведет ее импульс, и молодой человек, услужливо убирающий стулья с ее пути – что может ярче передать отношения Настасьи Филипповна и князя Мышкина?
О своей работе Александр Пепеляев отзывается так: «Я могу сказать, что ставлю о том, как человек сам себя мучает, сам себе отрезает свое счастье. Но все это пустые фразы. Я хочу, чтобы эти ощущения возникали у зрителя самостоятельно. Чтобы зрители уходили с клубком неразрешенных мыслей, эмоций. С эдаким after effect».
В выборе метода хореограф категоричен – это визуальный театр, призванный достучаться до зрителя и открыть ему самого себя.
«У нас нет ни одного слова из Достоевского. Мы можем оперировать только его темами. И мы не хотим и не можем рассказать роман, это бессмысленное занятие. Мы все равно ничего не сможем объяснить в театре. Мы можем сыграть сюжет, но самое важное происходит не в тексте».
Используя потенциал и гибкость танцовщиков современной труппы театра «Балет Москва», а также методики театра современного танца, Александр выстраивает свою работу так, чтобы зритель смог получить не только эстетическое удовольствие от красоты и графики тел, но и пережить вместе с танцовщиками микро-катарсис узнавания себя.
Хореограф Александр Пепеляев окончил химический факультет МГУ (1989) и факультет режиссуры драмы ГИТИСа (1990) − курс Анатолия Васильева. С 1990 года как хореограф сотрудничает с театрами и танцевальными компаниями в России и за рубежом, среди которых Екатеринбургский центр современного искусства, Эстонская академия музыки, Европейский центр развития танца в Арнеме (Нидерланды), Академия танца в Стокгольме, Юниор Данс Компани, Копенгаген, Театральная академия Хельсинки, «Aurinkobaletti», Турку, Летняя школа танцев ЦЕХ, American Dance Festival.
В 1994 Александр создал собственный проект «Кинетический театр», посвященный синтезу современной хореографии и современного текста, а с 2000 по 2010 являлся художественным руководителем Международного центра танца и перформанса ЦЕХ. Преподает в театральных и хореографических академиях и школах России, Европы, США.
Его работы отмечены премией Bessies (Нью–Йорк, США) «за бесстрашную реанимацию балета» «Лебединое озеро», театральным фестивалем DRAAMA 2003 (Тарту, Эстония) за «расширение театральных границ». Александр также является обладателем приза за лучшую работу хореографа–постановщика «Вид русской могилы из Германии» на международном конкурсе хореографов Rencontres Choregraphique Internationales de Seine-Saint-Denis (Франция).
Один из последних спектаклей Александра Пепеляева КВАХР, или «Квадрат временного хранения 48 Х 9» также был номинирован на премию «Золотая Маска» как «Лучший спектакль современного танца» и «Лучшая работа хореографа» в 2013–2014 году.
«Балет Москва» — один из самых сильных хореографических театров России. Его художественная политика основана на органичном синтезе классики и новаторства.
В 2012 году в театр пришла команда молодых специалистов во главе с директором Еленой Тупысевой. Она предложила новый подход к художественной политике театра. В настоящий момент театр «Балет Москва» специализируется на проектах в области современной хореографии.
В составе театра две труппы — классического и современного танца. «Балет Москва» следует идее максимального жанрового многообразия, смелости в выборе выразительных средств, визуального и музыкального оформления. В репертуаре театра – авторские работы российских и зарубежных хореографов, специально созданные для артистов «Балет Москва».
За 3 года было выпущено множество премьер в сотрудничестве с российским и иностранными хореографами: Пол Мехия (США), Крис Херинг (Австрия), Иван Перес, Аннабель Лопез Очоа, Хуанхо Аркес, Гай Вайцман, Рони Хавер (Нидерланды), Карин Понтьес, Анн Ван ден Брук (Бельгия), Надя Сайдакова (Германия), Рашид Урамдан, Режис Обадиа (Франция), Александр Пепеляев, Анастасия Кадрулева, Артем Игнатьев, Кирилл Симонов (Россия).
В 2016 году работы театра «Балет Москва» были представлены в шести номинациях Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Две постановки текущего репертуара награждены Премией «Золотая Маска» как лучшие спектакли современного танца.
Театр работает в свободном пространстве — у него нет своей сцены. Это позволяет экспериментировать с локациями, использовать потенциал и своеобразия различных городских пространств. Спектакли театра можно увидеть на ведущих театральных площадках Москвы.