Спектакль «Месяц в деревне» ПРЕМЬЕРА!
18 +

Спектакль «Месяц в деревне» ПРЕМЬЕРА!

Продолжительность
2 ч 00 мин
Режиссёр
Роман Габриа
Автор
И.С. Тургенев
Описание

И.Тургенев
«МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ»
по мотивам пьесы И.С. Тургенева

Дорогие друзья! Напоминаем, что 24 марта Театр им.В.Ф.Комиссаржевской представит премьеру спектакля по одной из самых известных пьес русского классика Ивана Тургенева «Месяц в деревне».

Сам Тургенев не считал пьесу годной для сцены, в 1854 году он напишет: «это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остается решить, годится ли она в печати». Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей», и несценичной, хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства.

По-настоящему открыл пьесу именно ХХ век. Должна была завоевать мировую сцену новая драма, а герои Чехова, Ибсена, Стриндберга стать властителями дум, чтобы сквозь тонкое психологическое кружево «Месяца в деревне» проступили совсем другие смыслы – резкие, дисгармоничные.

И снова пьеса (впервые была поставлена здесь в 1998) возвращается на подмостки Театра им.В.Ф.Комиссаржевской в режиссуре одного из самых смелых современных режиссеров Романа Габриа. Что сегодня станет главным в этой пьесе для постановщика, какую любовную работу ведет современный человек, и что произойдет с классическим любовным тургеневским четырехугольником – узнаем из премьеры в марте.

Режиссер Роман Габриа:Путь к сердцу зрителя - дело не скорое, иногда конфликтное. Но парадокс в том, что ни в одном из театров (а работаю и ставлю я во многих театрах России), так активно не покидали зал на первых показах и одновременно не принимали с такой радостью в дальнейшем. Чаще всего полный зал. Удивительно, что зритель Комиссаржевки в конце концов принимает спектакль, и если полюбит, то уже не отпускает.  Я иногда выхожу в фойе, общаюсь с публикой. Часто слышу: «пришли второй раз», или: «мы уже третий раз смотрим». Одна пара сказала о «Моей дорогой Helene»: «пришли в четвертый раз и придем еще». Или услышать в другом городе: «были у вас на спектакле в Питере, спасибо за Барона». Какая-то со зрителем театра Виктора Абрамовича у меня сложилась особая связь. 

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПЬЕСЫ:
Пьеса «Месяц в деревне» писателя Ивана Сергеевича Тургенева, написанная им в 1850 году и опубликованная в 1855 год в журнале «Современник», - самое известное произведение в драматургическом наследии автора.
Публикация 1855 года представляла собой третью редакцию пьесы. Первая редакция, над которой Тургенев работал с 1848 года во Франции, называлась «Студент», затем с 1850 года (во второй редакции) «Две женщины», позже Тургенев переименовал её в окончательный вариант — «Месяц в деревне». Тургенев не считал пьесу комедией и не считал её годной для сцены, в 1854 году он напишет: «это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остается решить, годится ли она в печати». Позже, в письме 1868 года он ещё раз повторил эту мысль: «Месяц в деревне» «представляет некоторый интерес, но его тема более подходит для новеллы, нежели для пьесы».
«Иван Тургенев - русский писатель, "острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей, он рисует своих героев как поэт и живописец. Ему одинаково интересны как их страсти, так и черты их лица..." - написал автор "Кармен" Проспер Мериме.
Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей», и несценичной, хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства. «„Месяц в деревне“ нельзя даже назвать комедией – это просто диалогированная повесть; отсутствие драматической жилки бросается здесь в глаза на каждом шагу, так же как и блестящие достоинства романиста-художника». В то же время отмечалось, что своеобразие комедии Тургенева потребовало от актеров новых приемов игры. «Здесь всё зависит от актера. Не доиграй актер или переиграй – пиши пропало. Воплотить в себе и разрешить сложную психологическую задачу – вот что задает И. С. Тургенев нашей современной драматической труппе. Страшно за актеров, которые вдруг окажутся вполне бессильными совладать со сложной психологической задачей». «Это замечательно тонкий психологический этюд, требующий от актеров большого художественного чутья и известного художественного уровня», - писала критика.

ПОСТАНОВКИ
13 января 1872 года состоялась первая постановка пьесы в Малом театре на бенефисе актрисы Екатерины Васильевой. В 1881 году на той же сцене пьеса была возобновлена в бенефис Гликерии Федотовой. Оба спектакля не имели успеха. В 1900 году пьеса была сыграна в третий раз на подмостках Малого театра, и она оказалась удачной, на сцене играли актёры Мария Ермолова, Александр Южин, Иван Рыжов, Елена Музиль, Ольга Садовская.
В 1879 году для своего бенефиса пьесу решила сыграть актриса Александринского театра Мария Савина, в 1909 году пьесу играли в Московском художественном театре, где в главных ролях выступили Константин Станиславский, Ольга Книппер-Чехова и Ричард Болеславский.
Литературовед Леонид Гроссман указывал на сходство «Месяца в деревне» с пьесой «Мачеха» Оноре де Бальзака, в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека. Другой литературовед Лидия Лотман увидела сходство произведения Тургенева с пьесой «Преступление, или Восемь лет старше» Огюста Арну и Нарсиса Фурнье, в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце.
По-настоящему открыл пьесу именно ХХ век. Должна была завоевать мировую сцену новая драма, а герои Чехова, Ибсена, Стриндберга стать властителями дум, чтобы сквозь тонкое психологическое кружево «Месяца в деревне» проступили совсем другие смыслы – резкие, дисгармоничные. И если Станиславский в спектакле Художественного театра 1909 года еще только намекал на душевные бури героев, позволив художнику Мстиславу Добужинскому повесить на стенах в усадебной гостиной картины, изображающие шторм и извержение Везувия, то Анатолий Эфрос в 1977 году в Театре на Малой Бронной вывел трагедию Натальи Петровны на первый план. «Месяц в деревне» стал историей о мучительном разладе человека с самим собой, о химерах и призраках, которые раздирают душу, парализуют любое действие. И как утекает сквозь пальцы время жизни, и как обостренно чувствуют это герои, прежде всего, конечно, главная героиня – Наталья Петровна (ее блистательно играла Ольга Яковлева).
Пройдет не больше пары десятков лет, и другой русский автор, Антон Чехов, напишет две пьесы о месяце в деревне - "Вишневый сад" и "Чайку". И мы увидим там все тех же героев. Как же они изменились, стали как-то мельче. И все по-прежнему будут говорить, говорить и говорить…

В ТЕАТРЕ ИМ.В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ
В 1998 году эта пьеса уже была поставлена в нашем театре режиссером В.Гришко. Трагический излом Натальи Петровны в режиссуре Валерия Гришко и исполнении Татьяны Кузнецовой был созвучен драматизму Ольги Яковлевой, только способы достижения этого драматизма у актрис оказались очень разными.   
В 2014 году на экраны вышел фильм Веры Глаголевой «Две женщины», где Наталью Петровну сыграла актриса нашего театра Анна Вартаньян, выступив в дуэте с Рэйфом Файнсом.
И снова пьеса возвращается на подмостки Театра им.В.Ф.Комиссаржевской в режиссуре одного из самых смелых современных режиссеров Романа Габриа. Что сегодня станет главным в этой пьесе для постановщика, какую любовную работу ведет современный человек, и что произойдет с классическим любовным тургеневским четырехугольником – узнаем из премьеры в марте.

Из интервью с режиссером Романом Габриа:
Мы постигаем пьесу долго, поступательно, даже нудно. Старым-добрым этюдным методом. Я специально для этого расчистил пространство от постановочных, пластических репетиций, даже любимой музыкой для создания атмосферы не занимаюсь. Сконцентрировался только на артисте. На работе партнерской, в тишине, на движениях сюжета через роли, через психологические связи. Очень важно помочь найти артистам реальные триггерные точки, личные даже. Документально организовать события. Не заваливаясь в излишнюю театральность.
Эта работа сейчас нас очень увлекает. Мы с артистами обмениваемся историям из жизни, общаемся, я читаю психоаналитическую литературу, мне это помогает разобраться в тургеневских ситуациях. И в себе, если честно, тоже.
Вообще, такой подробный процесс - хорошая школа, путь самопознания. Кто мы? Что происходит в нас и между нами в сложные этапы созревания?
Это не может не давать результатов. Иногда через актерскую пробу возникают интересные, парадоксальные разрешения сцен, которые бы я не сочинил в голове. Мне эти открытия очень дороги, и большое спасибо артистам. Ребята откликаются, ищут вместе со мной.
Важно, чтобы спектакль рождался в непрерывном репетиционном процессе. Не из головы режиссера и не дома у зеркала, а в моменте. В мышлении телом, конфликтом, этюдом.


В спектакле заняты: народный артист России Георгий Корольчук, заслуженные артисты России Евгения Игумнова, Ольга Белявская, Елена Симонова, Александр Большаков, Анатолий Горин; артисты Владимир Крылов, София Большакова, Анатолий Журавин, Семён Авралёв, Василий Гетманов, Екатерина Карманова, Клим Скоробогатов

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Май (2 мероприятия )
15
Мая
Среда
19:00
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 500 - 2500
22
Мая
Среда
19:00
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 500 - 2500
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург