Балет «Жизель»/ «Giselle»
6 +

Балет «Жизель»/ «Giselle»

Продолжительность
2 ч 10 мин
Описание

Фантастический балет в двух действиях
Возрастная категория 6+

Музыка Адольфа Адана
Либретто Вернуа де Сен-Жоржа, Теофиля Готье, Жана Коралли
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа

Мировая премьера: 28 июня 1841, Королевская Академия музыки, Париж
Премьера в Петербурге: 18 декабря 1842 года, Большой (Каменный) театр, Санкт-Петербург
Премьера редакции Мариуса Петипа: 5 февраля 1884 года, Большой (Каменный) театр, Санкт-Петербург

«Жизель» – пожалуй, самый мистический балет сегодняшнего репертуара. Начнем с того, что в основе его либретто фантастическая история о любви, преодолевающей границы миров. История, в которой юная героиня, умирая от разбитого сердца, мистическим образом слышит зов манящих ее в свой хоровод призраков, а став одной из них, спасает предавшего ее любовь. В эпоху романтизма, апогеем балетных поисков которой стала созданная в 1841 году «Жизель», к рассказам о потусторонних мирах зрители были привычны. И «Жизель» оказалась идеальным воплощением романтического двоемирия, где витальная энергия сцен реальной жизни первого акта противопоставлена завораживающей бестелесности танца вилис во втором. Не без влияния этого популярного спектакля разнообразными тенями, нереидами и прочими обитательницами видений обогатился и последующий балетный репертуар. Помимо сюжета, загадочных превращений полна и история этого спектакля. Пусть эти превращения не всегда мистические, часто вполне логически объяснимые, но напоминающие детективное расследование попытки установить авторов спектакля и долю их вклада в шедевр создали «Жизели» славу весьма загадочного балета.

Легенды еще до премьеры окружили спектакль, задуманный модным ньюсмейкером Парижа, литератором Теофилем Готье и репетировавшийся в Парижской Опере популярным красавцем Люсьеном Петипа и восходящей звездой балета Карлоттой Гризи. Успех танцев, приписанных парижской афишей хореографу Жану Коралли, привел «Жизель» на сцены многих европейских городов, в числе которых был и Петербург. Со временем в Петербурге хореограф Мариус Петипа по своему вкусу пересмотрел эти танцы. В версии Петипа спектакль и сохранился. В начале ХХ века он был показан петербургскими артистами дягилевской антрепризы в Париже, к тому времени уже забывшем о своем некогда обласканном шумной славой шедевре. Преображенная «Жизель» вновь покорила зрителей. А позже исследователи в историю романтического спектакля вплели историю романтических отношений, предположив, что в сочинении балета в Париже участвовал Жюль Перро, супруг первой исполнительницы главной партии, известный многими, увы, не сохранившимися постановками. Так в числе хореографов «Жизели» объединились имена трех мастеров. А превращение в советской афише композитора балета Адольфа Адама в Адана продолжило череду интригующих метаморфоз «Жизели».

В ХХ веке «Жизель» петербургского образца стала желанной и почетной гостьей многих сцен мира. Привет из эпохи романтизма, этот спектакль стал энциклопедией исполнительского мастерства. По трактовкам главных партий, предложенным выдающимися артистами разных стран и десятилетий, можно изучать динамику художественных течений и эстетических предпочтений времени. Для многих исполнителей этот спектакль стал экзаменом на актерскую состоятельность, а зрителей уже второе столетие пленяет трогательная и драматичная история о великой любви, рассказанная идеальной гармонией классического танца.
Ольга Макарова

Консультант по возобновлению спектакля – Юрий Слонимский
Художник – Игорь Иванов
Костюмы Ирины Пресс

Спектакль идет с одним антрактом.


Fantasy ballet in two acts
Age category 6+

Music by Adolphe Adam
Libretto by Vernoy de Saint-Georges, Théophile Gautier and Jean Coralli
Choreography by Jean Coralli, Jules Perrot and Marius Petipa

World premiere: 28 June 1841, Théâtre de l´Académie Royal de Musique, Paris
Premiere in St Petersburg: 18 December 1842, Bolshoi Theatre
Premiere Marius Petipa´s version: 5 February 1884, Bolshoi Theatre, St Petersburg

Giselle is arguably the most mystical ballet in the repertoire today. Let’s start with the fact that its libretto is based on a fantastical story about a love that overcomes the barriers between two worlds. It is a story in which the young heroine, dying from a broken heart, mysteriously hears the call of ghosts tempting her to join their round dance, and having become one of them she saves the lover who betrayed her. In the era of romanticism, the apogee of searches in ballet came with Giselle which was created in 1841, and tales of other worlds were well familiar to audiences. Giselle, too, was an ideal embodiment of a romantic dual world where the living energy in scenes from real life in Act I is contrasted with the bewitching incorporeality of the dance of the wilis in Act II. It was not without the influence of this popular production that that the subsequent ballet repertoire was enriched with different shadows, nymphs and other inhabitants of visions. Besides the plot, the history of the ballet is also full of enigmatic transformations. These transformations may not always be mystical, often they are easily explicable in terms of logic, but they are reminiscent of a detective investigation as an attempt to establish those who created the ballet and their share of the input into creating the masterpiece Giselle, and they have ensured the fame of this incredibly mysterious ballet.

Even before the premiere there were legends surrounding the ballet, conceived by the fashionable Parisian news-maker, the litterateur Théophile Gautier, the popular and handsome dancer Lucien Petipa who rehearsed at the Opéra de Paris and the rising star of the ballet world Carlotta Grisi. The success of the dances, ascribed on Paris playbills to the choreographer Jean Coralli, brought Giselle to theatres in cities throughout Europe, including St Petersburg. Over time, in St Petersburg the choreographer Marius Petipa revised these dances to suit his own taste. The production today remains Petipa’s version. In the early 20th century it was performed by St Petersburg dancers in Diaghilev’s company in Paris, where by that time people had already forgotten about the erstwhile incredible glory of this masterpiece. The transformed Giselle once again enchanted audiences. And later researchers wove a story of a romantic relationship into the story of the romantic production, surmising that the creation of the ballet in Paris had included the involvement of Jules Perrot, the husband of the first performer of the title role, known to many from – alas – now lost productions. The list of choreographers who created Giselle brought together three great masters. And the transformation of the surname of the ballet’s composer Adolphe Adam to “Adan” on Soviet playbills continued the train of intriguing metamorphoses of Giselle.

In the 20th century the St Petersburg blueprint of Giselle came to be in great demand and a venerable guest production at many theatres across the globe. A greeting from the age of romanticism, this ballet has come to be an encyclopaedia of performance skill. Judging by interpretations of the lead roles offered by outstanding dancers from different countries and generations, one can study the dynamism of artistic trends and aesthetic preferences of different times. For many performers this production has been an exam of their capacity as an actor, and for a second century now audiences are captivated by the touching and dramatic story of a great love, told using the ideal harmony of classical dance.
Olga Makarova

Set design by Igor Ivanov
Costume design by Irina Press
Production reconstruction consultant: Yuri Slonimsky

Running time: 2 hours 10 minutes
The performance has one interval.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург