• Описание
  • Отзывы
  • Афиша
  • Одноактные балеты «Видение розы», «Лебедь», «Жар-птица», «Шехеразада»/ One act ballets «Le Spectre de la rose», «The Swan», «The Firebird», «Schéhérazade»
    6 +

    Одноактные балеты «Видение розы», «Лебедь», «Жар-птица», «Шехеразада»/ One act ballets «Le Spectre de la rose», «The Swan», «The Firebird», «Schéhérazade»

    29 Ноября 19:30 Мариинский театр
    Продолжительность
    2 ч 00 мин
    Описание

    Одноактные балеты Михаила Фокина

    Видение розы
    Возрастная категория 12+

    Музыка Карла Марии фон Вебера
    Хореография Михаила Фокина (1911)
    Идея Жана-Луи Водуайе по стихотворению Теофиля Готье
    Сценарий Михаила Фокина
    Реконструкция Изабель Фокиной
    Костюмы по эскизам Льва Бакста

    «С закрытыми глазами ищет Девушка, призывая, свое Видение. Spectre ни в одном движении не похож на обычного танцовщика, исполняющего для удовольствия публики свои вариации. Это – дух. Это – мечта. Это аромат розы, ласка ее нежных лепестков», – рассказывал Михаил Фокин о своем сочинении «Видение розы».

    Его идея родилась из стихотворения романтика Теофиля Готье:
    Гляди, гляди, я призрак розы,
    Тобою сорванной на бал…

    Созданная в 1911 году для «Русских сезонов», эта миниатюра стала одним из символов дягилевской труппы. Девушка Тамары Карсавиной меланхоличной истомой задавала действу атмосферу мечты-воспоминания, а полетный прыжок Вацлава Нижинского, обессмертившего своим гением роль аромата розы, приводил публику в экстаз. Образы первых исполнителей дуэта со знаменитых рисунков-афиш Жана Кокто для многих европейцев начала ХХ века ассоциировались со всем передовым в балете того времени.

    Мировая премьера – 19 апреля 1911 года, «Русский балет Дягилева», Театр Монте-Карло.
    В репертуаре Мариинского театра с 1997 года.

    Продолжительность спектакля 10 минут.

    ***
    Лебедь

    Возрастная категория 12+

    Музыка Камиля Сен-Санса
    Хореография Михаила Фокина (1907)

    …Нашей совместной (с Анной Павловой) работой был «Умирающий лебедь». <…> Для постановки танца потребовалось всего несколько минут. Это была почти импровизация. Я танцевал перед ней, она – тут же, позади меня. (…) До этой постановки меня обвиняли в том, что я увлекался танцами «босоножек» и вообще отрицательно относился к танцу на пуантах. «Умирающий лебедь» был моим ответом на эту критику. Этот танец стал символом нового русского балета. Это было сочетание совершенной техники с выразительностью. Это было как бы доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу.
    Михаил Фокин. Фрагменты из статьи «Воспоминания балетмейстера»

    Мировая премьера – 22 декабря 1907 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург.

    Продолжительность спектакля 4 минуты.

    ***
    Жар-птица

    Возрастная категория 6+

    Музыка Игоря Стравинского
    Либретто Михаила Фокина
    Хореография Михаила Фокина (1910)

    Реконструкция Изабель Фокиной, Андриса Лиепы (1994)
    Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
    на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
    Художник по свету – Владимир Лукасевич
    Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

    С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы. Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века.
    Ольга Макарова

    Мировая премьера – 25 июня 1910 года, «Русские сезоны», Парижская опера.
    Премьера в Мариинском театре – 28 мая 1994 года.

    Продолжительность спектакля 50 минут.

    ***
    Шехеразада

    Возрастная категория 6+

    Музыка Николая Римского-Корсакова
    Сценарий Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок
    Хореография Михаила Фокина (1910)

    Реконструкция Изабель Фокиной и Андриса Лиепы (1994)
    Декорации и костюмы Анны Нежной и Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста

    В 1910 году «Шехеразада» произвела фурор в Париже. Едва откричав «браво» на премьере «Русских сезонов», модницы поспешили облачиться в a la восточные шальвары и чалмы, подобные придуманным для спектакля художником Бакстом, изготовители тканей запустили в производство полотна с орнаментами в голубых с оранжевым тонах, ювелиры с небывалым успехом стали продавать броские украшения, напоминавшие те, в которых блистали артисты на сцене. На сенсацию и рассчитывал Сергей Дягилев, задумывая к показу в Париже балет на сюжет из «1001 ночи» со сказочной музыкой Римского-Корсакова и экзотикой восточного колорита. В хореографии Фокина, все действия и чувства выразившего позами и движением, публику приводили в экстаз Ида Рубинштейн – своей царственной красотой, и взлетавший над сценой Вацлав Нижинский – звериной пластикой полуобнаженного тела. Таких чувственных оргий, как в «Шехеразаде», парижане в балете еще не видели. И хотя сегодняшних театралов сценами сладострастных объятий и жестокой резни в гареме вряд ли удивишь, сочные музыкальные, живописные и пластические краски «Шехеразады» до сих пор будоражат воображение чуткого зрителя.
    Ольга Макарова

    Премьера – 4 июня 1910 года, «Русские сезоны», Парижская опера.
    Премьера в Мариинском театре – 28 мая 1994 года.

    Продолжительность спектакля 45 минут.

    0 отзывов
    Оставить отзыв
    Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
    Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
    Афиша
    Все мероприятия
    Есть билеты
    • Ноябрь (1 мероприятие )
    29
    Ноября
    Воскресенье
    19:30
    Мариинский театр Мариинский театр
    в наличии более 100 билетов
    Купить билет
    билеты по 2600 - 8000
    Показать ещё
    Выберите для продолжения оформления заказа
    Выберите город Санкт-Петербург