Встреча в Лейпциге: Бах и Мендельсон. Такое возможно? Да, потому что в мире Музыки нет границ.
Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста и… это неудивительно – ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Великий магистр Музыки объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и…многое другое. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Другой срез органного творчества Баха — масштабные двухчастные циклы. Прелюдия и фуга до минор ярко демонстрирует основные черты творчества композитора — масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре и названная Великой, поражает грандиозностью воплощения. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это та самая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика. Оба мастера в разные времена служили в легендарной лейпцигской Томаскирхе. Центр органного творчества Мендельсона — 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции уже упомянутых хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Тембровое разнообразие Пятой сонаты еще раз напоминает о Мендельсоне-симфонисте. Не менее интересны и циклы из Прелюдий и фуг, один из которых прозвучит в концерте.
Встреча в Лейпциге: Бах и Мендельсон — музыка без границ.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
Хоральная прелюдия Meine Seele erhebt den Herren (Моя душа взывает к Господу) BWV 648
Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Прелюдия и фуга до минор ор.37/1
Соната №5 ре мажор ор.65/5: Andante – Andante con moto – Allegro maestoso
Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639
Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Юлия Глазкова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.