Программа международного комитета
Великий укротитель
Театр: Культурный центр Онассиса (Греция)
Премьера: 24 мая 2017
Язык: Без слов
Спектакль знаменитого греческого режиссера, хореографа, художника Димитриса Папаиоанну создан на стыке пластической драмы, перформанса и цирка.
Философская, неимоверно красивая и вместе с тем, остроумная работа. Великим укротителем античные греки называли само Время. Этот спектакль о смерти, о человеке, о земле, все поглощающей, но рождающий новую жизнь. Визуальный ряд спектакля щедр на отсылки к образам эллинистической культуры и к более поздним шедеврам европейской живописи, картинам Микеланджело, Рембрандта, Мантеньи, Дали, Магритт.
«Успех «Укротителя» естественен: мало кто из современных постановщиков может так органично соединить в одном спектакле зрелищность и эстетство, интеллектуальность и развлекательность, трюк и философию, живое человеческое тело и мертвую сценографию, интригующее уродство и околдовывающую красоту, грубую физиологию и высокую образность», – написала о спектакле газета «КоммерсантЪ».
Показ «Великого укротителя» в Санкт-Петербурге проходит в рамках мирового турне, спектакль уже видели зрителе в Лондоне, Мадриде, Лиссабоне, Париже, Люксембурге, Амстердаме, Барселоне, Стокгольме и многих других городах мира.
Премьера спектакля состоялась в мае 2017 года, в Афинах, на сцене Культурного центра Онасиса (The Onassis Cultural Center).
Режиссер – Димитрис Папаиоанну
Участники
Павлина Андриопулу
Костас Хрисафидис
Димитрис Китсос
Иоаннис Михос
Эвангелия Ранду
Каллиопи Симу
Дроссос Скотис
Христос Стринопулос
Йоргос Циантулас
Алекс Вангелис
Сценография и режиссура – Тина Тзока
Художник по костюмам – Аггелос Мендис
Свет – Эвиной Вассилакопулу
Звукорежиссер – Гиоргос Пулиос
Саунд-дизайн, звукооператор – Костас Михопулос
Адаптация музыки – Стефанос Друссиотис
Скульптуры – Нектариос Дионисатос
Костюмы, бутафория – Мария Илия
Креативный и исполнительный продюсер, ассистент режиссера – Тина Папаниколау
Ассистент режиссера, художник по свету – Стефанос Друссиотис
Режиссер-репетитор – Павлина Андриопулу
Технический директор – Манолис Витсахакис
Помощник режиссера – Тзела Христопулу
Ассистент звукорежиссера и звукооператора – Николас Казазис
Ассистент художника-сценографа – Мари Антонопулу
Ассистенты скульптора – Мария Папаиоанну
Ассистенты скульптора – Константинос Котсис
Международные отношения, директор гастрольного тура – Джулиан Моммер
Асистент исполнительного продюсера – Кали Каввата
Спектакль идет без антракта.
Отзывы
Екатерина Богопольская. Метаморфозы Димитриса Папаиоанну: а кто же такой «Великий укротитель»? Веб-журнал Европейская афиша. 23.03.2018
«Папаиоанну во Франции почему-то относят к хореографии, хотя это скорее пластический перформанс, визуальный театр с элементами абсурдного цирка. В общем, жанр, сложно поддающийся формулировке, единственный в своем роде. Лучше всего было бы его назвать сюрреалистическим театром. Папаиоанну учился в академии живописи Афин, начинал как художник и рисовальщик комиксов. И строго говоря, этот полуторачасовой спектакль из поразительных живых картинок в исполнении 10 перформеров-танцоров-акробатов – театр художника. Именно укорененность в изобразительном искусстве делает его работу визуально выразительной и узнаваемой. Эта узнаваемость картин великих мастеров, старых и новейших, заменяет нарратив, сюжет, позволяет передвигаться по лабиринту, рожденному о воображением».
Марина Шимадина, oteatre.info, 18 декабря 2017
«Димитрис Папаиоанну, как любой грек, относится к наготе гораздо проще, чем это принято в наших варварских широтах. Для него обнаженные актеры на сцене – не провокация, а демонстрация человеческой красоты и одновременно уязвимости. Его персонажи, словно ожившие античные статуи: иногда безупречно прекрасные, а порою уродливые, составленные из нескольких частей, с чужими руками и ногами. Эпизоды, где три актера составляют из своих тел этакого Франкенштейна, гомерически смешны, как цирковые трюки, и отталкивающи в то же время. От красоты до уродства здесь один шаг, как от жизни до смерти. И главный герой этого представления, конечно, не Эрос, а Танатос».
Татьяна Кузнецова. «Приручение смерти». Газета «Коммерсантъ» №235 от 16.12.2017
«В «Укротителе», 100-минутном действе, составленном из самодостаточных, но переплетенных сквозными темами, персонажами, визуальными ссылками эпизодов, персонажи умирают многократно и различными способами. Но этот спектакль о смерти не мрачный – скорее, стоический и даже жизнеутверждающий. В том смысле, что и до нас умирали тысячелетиями – и люди, и целые эпохи, и мы, конечно, тоже умрем, но жизнь все равно не прекратится, и поэтому нечего делать из смерти трагедию, ее лучше приручить смехом».
Хуан Карлос Оливарес Падилья, EL PAIS, 5 июля 2017 г.
«Эффектная мимическая интерлюдия Димитриса Папаиоанну – изысканная пища для разума».
Джузеппе Дистефано, cittanuova.it, 1 июля 2017 г.
«Представленное гением Папаиоанну завораживающее, гипнотизирующее путешествие исследователя к сердцу человечества в начале мироздания, в настоящем и в будущем, непрерывное и непоследовательное пробуждает в воображении эпохи и миры».
Эрика Смитс, theaterkrant.nl, 18 июня 2017 г.
«Папаиоанну представляет свой собственный мир, преисполненный зашифрованного текста – истинной поэзии со всей ее красотой и одиночеством».
Кьяра Реале, racnamagazine.it, 29 июня 2017 г.
«Необъяснимое и неизбежное становится податливым и легким в руках этого греческого автора. Понятия запрета не существует, как будто речь идет о ребенке: тема смерти не под запретом, человеческое тело — свободно. «Великий укротитель» – это такая вселенная, какой ее видит ребенок. Или глупец. Или истинный художник».
Аимилиос Харбис, KATHIMERINI, 30 мая 2017 г.
«Гротескные образы, гибридные создания, явная дисгармония, что вновь и вновь возникает в спектакле, похожи на парадоксальные словосочетания, которые так часто встречаются в поэзии. Разумеется, поэзия здесь исключительно телесная. Тела актеров ведут нас к глубоко личному, но глобальному знанию о существовании человечества, от рождения до смерти, и, возможно, даже за ее пределами».