Органный концерт «В движении и созерцании»
6 +

Органный концерт «В движении и созерцании»

Описание

И.А. Рейнкен, Г. Муффат, И.С. Бах, К. Сен-Санс, Л. Вьерн, Х.-А. Штамм

Лауреат международных конкурсов

МАРИНА ВЯЙЗЯ

(орган, Санкт-Петербург)

«В движении и созерцании» - программа петербургской органистки Марины Вяйзя, в которой она представит разнообразную музыку композиторов Германии, Франции и Бельгии XVII-XXI веков.

Прозвучат три произведения И.С. Баха. Два из них - переложения для органа: это Синфония из Кантаты «Мы благодарим тебя, Господи» и изящная Ария из Оркестровой сюиты № 3. Оркестровые сюиты (или увертюры) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII-го века и в то же время использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В Сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля. Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор для органа близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио - один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.

И.А. Рейнкен - выдающийся немецкий органист, известный влиянием на молодых музыкантов своего времени,  в том числе на Баха. В 1654 году Рейнкен начал обучение у Г. Шейдемана в церкви св.Екатерины в Гамбурге. Шейдеман - один из самых значимых композиторов XVII века, сочетавший в своём творчестве стиль Я.П. Свелинка с элементами северонемецкой барочной традиции. После смерти Шейдемана Рейнкен занял его должность в церкви св.Екатерины, не меняя её всю свою долгую жизнь. Он был знаком с Д. Букстехуде и юным Бахом. После прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала «An den Wasserflüssen Babylon» («На реках Вавилонских»), Рейнкен заметил: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас».

Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках - латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Пассакалия из этого цикла будет исполнена на концерте.

Ж. Йонген - известный бельгийский композитор и органист, проявивший свой талант к написанию музыки уже в 13 лет. Самая исполняемая часть творчества композитора - органная. Его монументальная Symphonie Concertante 1926 года - произведение искусства, которое многие считают одним из самых значительных, написанных для органа и оркестра. Выдающиеся органисты современности исполняют и делают его записи. В программе концерта - Кантабиле из «4-х пьес для органа», op.37 Йонгена.

Х.-А. Штамм - современный немецкий органист и композитор. Для его творчества характерно заимствование фольклорных элементов разных культур: латиноамериканской, славянской, кельтской. Часто акцент делается на использовании оригинальных танцевальных ритмов. Музыку Штамма в основном отличает радостный, оптимистичный характер. Будут исполнены три сочинения композитора.

«Лебедь» К. Сен-Санса - пьеса из Сюиты «Карнавал животных», созданной в 1886 году. Она всемирно известна благодаря хореографической миниатюре М. Фокина на эту музыку, созданной для балерины Анны Павловой («Умирающий лебедь»). Сочинение прозвучит в переложении для органа.

Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На создание сочинений его вдохновлял новый тип инструмента, созданный органостроителем А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию органа. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Симфония № 1 была написана в 1899 году и посвящена А. Гильману. Концерт завершится праздничным Финалом из неё.

Программа концерта:

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Синфония из кантаты «Wir danken dir, Gott, wir danken dir» («Мы благодарим тебя, Господи»), BWV 29 (транскрипция для органа М. Дюпре)

Ария из Оркестровой сюиты ре мажор, BWV 1068

Иоганн Адам Рейнкен (1623-1722)   

Токката соль мажор

Георг Муффат (1653-1704)        

Пассакалия соль минор из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Иоганн Адам Рейнкен                       

Фуга соль минор

Иоганн Себастьян Бах                              

Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564

Жозеф Йонген (1873-1953)       

Кантабиле из «4 пьес для органа», op.37

Ханс-Андре Штамм (*1958)         

Рондо в кельтском духе

«Мечта»

Рондо в латиноамериканском духе

Камиль Сен-Санс (1835-1921)    

«Лебедь» из Сюиты «Карнавал животных»

Луи Вьерн (1870-1937)           

Финал из Органной симфонии № 1 ре минор, op.14

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург