Концерт петербургской органистки Лилии Кузнецовой – экскурсия в мир популярных органных форм – токкаты и пассакалии.
Токката – виртуозный и блестящий жанр, к которому обращались и продолжают обращаться композиторы разных эпох. Прозвучит не нуждающаяся в представлении знаменитая Токката и фуга ре минор И.С.Баха. Оригинальная в композиционном плане, трёхчастная Токката до мажор контрастирует со следующим за ним Адажио – одним из самых интонационно-выразительных сочинений композитора. Развёрнутый цикл завершается виртуозной фугой. Токката из сборника «Apparatus Musico Organisticus» старшего современника Баха – Г. Муффата представит жанр в южнонемецкой барочной трактовке, а Токката Э. Жигу – во французской виртуозной манере.
Пассакалия – пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Д.Букстехуде, а затем практически исчезла из мира музыки и возродилась вновь в XX веке. Драматичная пассакалия из оперы Д.Д.Шостаковича «Катерина Измайлова» звучит в кульминационной развязке сочинения, ошеломляя силой воздействия. Романтический вариант Пассакалии представлен опусом немецкого композитора Й.Г.Райнбергера, это наиболее популярное сочинение композитора для органа. Пассакалия до минор Баха – одно из его самых грандиозных органных творений. Тем удивительней, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений, однако, уже звучит в полную силу. В изобретательности Бах будто бы соперничает со своими великими предшественниками и убедительно выигрывает у них, о чём возвещает триумфальный финал завершающей фуги.
Исполнитель: Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)
Пассакалия из Сонаты № 8, op.132
Георг Муффат (1653-1704)
Токката XII си-бемоль мажор из сборника «Apparatus Musico Organisticus»
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)
Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова», op.29
Иоганн Себастьян Бах
Токката, Адажио и фуга до мажор, BWV 564
Эжен Жигу (1844-1925)
Токката из «10 пьес» для органа
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582