Органный концерт «Симфония европейских соборов»
6 +

Органный концерт «Симфония европейских соборов»

Продолжительность
1 ч 10 мин
Описание

Симфония европейских соборов — лучшая музыка двух императриц органа, Германии и Франции, в блестящем исполнении Марии Лобецкой.

Практически все великие органисты служили в храмах. Нотр-Дам и Сен-Сюльпис, Сент-Клотильд и Томаскирхе. Философичность Баха и монументальность Франка, размах Видора и органный симфонизм Мендельсона — всеобъемлющая органная панорама Европы. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Один из видных представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде Иоганн Адам Райнкен, оказал большое влияние на молодого Иоганна Себастьяна Баха. После прослушивания, на котором Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен заметил: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал произведение Райнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в своих сочинениях.

Центр органной вселенной Мендельсона, заново подарившего миру Баха, — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Одним из основных жанров в литургии была и остается хоральная обработка. Этому жанру отдает дань в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. Тембровое разнообразие и масштабы Четвертой сонаты еще раз напоминает о Мендельсоне-симфонисте.  

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.  Создание органных симфоний было вызвано революцией в органостроении: гениальный Артстид Кавайе-Коль создал новый тип инструмента, который зазвучал как симфонический оркестр.  

Французская линия концерта — властелины симфонического органа Франк и Видор. Убеждённый «бахианец», глава французской романтической органной школы, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Адажио и токката из Симфонии № 5 настолько ярки и самобытны, что часто звучат как самостоятельные сочинения.

Симфония европейских соборов —  лучшая органная музыка в блестящем исполнении!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564

Иоганн Адам Райнкен (1643–1722) Фуга соль минор

Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа №4 си бемоль мажор op. 65\4

Allegro con brio – Andante religioso – Allegretto – Allegro maestoso

Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия Herzlich tut mich verlangen из цикла «11 хоральных прелюдий» ор. 122

 Сезар Франк (1822–1890) Хорал для органа № 3 ля минор FWV 40

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и токката из симфонии № 5 фа мажор op.42

Исполнитель:

Мария Лобецкая, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург