Закрытие сезона
Концерт русско-корейской дружбы
К 100-летию Первомартовского движения за независимость Кореи и основания Временного правительства Республики Корея
Исполнители:
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петребурга
Дирижер – Харальд Крумпёк
В программе
Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23
Солист – Юлиус Джангвонг Ким
Вьетан. Концерт для скрипки с оркестром
Солист – Эдвин Е.С.Ким
Бизе. Песня Тореадора из оперы «Кармен»
Солист – Донг Хван ЛИи
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга закрывает сезон воистину интернациональным концертом, в котором примут участие: маэстро Харальд Крумпёк – австрийский скрипач и дирижер, музыкант с мировым именем, солист Венского филармонического оркестра и замечательные корейские исполнители – Юлиус Джангвонг Ким (фортепиано), Эдвин Ким (скрипка) и Донг Хван Ли (баритон). В программе концерта любимые всеми шедевры: Первый фортепианный концерт Чайковского, увертюра к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, песня Тореадора из оперы Бизе «Кармен». Будет звучать также музыка выдающегося бельгийского скрипача-виртуоза Анри Вьётана, который несколько лет своей жизни посвятил России, в том числе Санкт-Петербургу.
Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. По словам Танеева, это произведение действительно было первым русским концертом. Чайковский писал его специально для пианиста Николая Рубинштейна. Однако тот посчитал партитуру слишком сложной, жестко раскритиковал сочинение и заявил, что оно «никуда не годится». После такого обидного отказа Чайковский решил посвятить концерт выдающемуся немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, ученику Ференца Листа. Впервые фон Бюлов исполнил его в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя неделю после мировой премьеры концерт был исполнен в России Густавом Кроссом (за дирижерским пультом стоял Эдуард Направник). 3 декабря в Москве концерт сыграл Сергей Танеев. В этот раз оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который наконец пересмотрел свое отношение к произведению и вскоре включил его в свой концертный репертуар.
Во время гастролей Чайковский с огромным успехом дирижировал исполнением своего шедевра. Так, в 1891 году Первый концерт звучал при открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, это же сочинение вместе с Шестой симфонией звучало и на последнем выступлении композитора 16 октября 1893 года. Первый концерт оказал огромное влияние как на творчество других композиторов, так и на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время концерт является одним из популярнейших сочинений Чайковского во всем мире.
Бельгиский композитор, скрипач и педагог Анри Вьётан (1820–1881) вошел в историю как один из крупнейших скрипачей романтического направления. Его игра увлекала виртуозным размахом, пластичностью и красотой звука. Сам Йозеф Иоахим считал Вьётана великим скрипачом, перед ним, как исполнителем и композитором, преклонялся Леопольд Ауэр. Композиторское дарование Вьётана ценили Берлиоз и Чайковский. Роберт Шуман писал: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца».
Вьётан концертировал во многих странах, вызывая восхищение своей виртуозной игрой. С большим успехом он исполнил в 1834 году в Вене Скрипичный концерт Бетховена, возродив интерес к этому (в то время забытому) произведению. В том же году он встречался с Паганини. В дальнейшей творческой биографии Вьётана большое значение имеют связи с Россией, начало которым положили его гастроли в 1838 году в Санкт-Петербурге и Москве. В России музыкант жил и работал в 1838–1840 и в 1846–1852 годах. В Петербурге он имел должность солиста Императорских театров и занимался преподаванием. Вьётан также давал концерты во многих провинциальных городах, выступал в составе квартета. Общение с Глинкой, Даргомыжским, Серовым, Одоевским, Рубинштейном и другими русскими музыкантами оказало большое влияние на его творчество.
Произведения Вьётана, отличающиеся мелодичностью, до сих пор входят в репертуар скрипачей. Значительнейшей вехой в развитии скрипичного виртуозного концерта являются семь концертов Вьётана для скрипки с оркестром. В них композитор продолжил и развил жанр «большого» романтического скрипичного концерта, начало которому положил Паганини.
* * *
Харальд Крумпёк – один из лучших в мире исполнителей и интерпретаторов музыки Иоганна Штрауса. В 1993 году он был принят в оркестр Венской государственной оперы, а в 1996 году стал членом Венского филармонического оркестра. В 2006 году вошел в состав оркестра венской Придворной капеллы. В разное время Харальд Крумпёк играл в различных коллективах, в их числе: ансамбль Венской филармонии, «Ensemble Weiner Collage», «Ensembles Kontrapunkte», а также «Seifert-Quartett», в составе которого музыкант выступает в настоящее время.