Балет «Петрушка», «Жар-птица»/ «Petrouchka», «The Firebird»
6 +

Балет «Петрушка», «Жар-птица»/ «Petrouchka», «The Firebird»

Продолжительность
1 ч 30 мин
Описание

Балеты Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского

Петрушка

Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)

Либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановщик – Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций – Батожан Дашицыренов
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный репетитор – Игорь Петров

Во время масленичного гуляния в балагане дается представление. Три куклы – Арап, Балерина и Петрушка – пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблен в Балерину и ревнует ее к самовлюбленному и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

Поставленный для дягилевского «Русского сезона» 1911 года «Петрушка» стал звездным часом всех его создателей. Для композитора Игоря Стравинского – триумфальным, хотя и первым опытом реализации собственного замысла спектакля, истории балаганного Петрушки, рассказанной оркестровым сочинением, где рояль бы играл преобладающую роль. Для любителя петербургской старины, либреттиста и художника Александра Бенуа – возможностью окунуться в дорогие сердцу детские воспоминания о городских ярмарках и балаганах. Хореограф Михаил Фокин в «Петрушке» в полной мере реализовал свои реформаторские идеи о выразительности движения, «говорящем» характере пластики. А пронзительно воплотивший эти идеи исполнитель главной партии Вацлав Нижинский с ролью получил не только обожание публики, но и будто бы конспект собственной судьбы. Лишенная доставлявших удовольствие мелодий партитура, в которой смерть героя обозначена звуком брошенного на пол бубна, так непохожие на традиционно балетные завернутые носками внутрь ноги Петрушки и трагедия одиночества на фоне красочной ярмарочной толпы – эти ингредиенты «Петрушки» стали не только ингредиентами парижского успеха, они обозначили смену балетных эпох.

Мировая премьера – 13 июня 1911 года, «Русский балет Дягилева», Театр Шатле, Париж
Премьера постановки на сцене Мариинского театра – 6 февраля 2010 года

Продолжительность балета 40 минут.

***

Жар-птица

Музыка Игоря Стравинского
Либретто Михаила Фокина
Хореография Михаила Фокина (1910)

Реконструкция Изабель Фокиной, Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы. Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века.
Ольга Макарова

Мировая премьера – 25 июня 1910 года, «Русские сезоны», Парижская опера
Премьера в Мариинском театре – 28 мая 1994 года

Продолжительность спектакля 50 минут.


An evening of ballets by Michel Fokine set to music by Igor Stravinsky

Petrouchka

Music by Igor Stravinsky
Choreography by Michel Fokine (1911)

Libretto, sets and costumes by Alexandre Benois
Musical Director: Valery Gergiev
Staging by Gary Chryst
Revival Designer: Batozhan Dashitsyrenov
Lighting design: Vladimir Lukasevich
Coach: Igor Petrov

Petrouchka, staged for Diaghilev’s Saison russe in 1911, marked a triumph for all of its creators. For composer Igor Stravinsky it was his first yet brilliant attempt to come up with his own production, the story of the clownish Petrouchka, told through an orchestral piece where the grand piano plays the lead part. For Alexandre Benois, artist, librettist and St Petersburg antiques enthusiast, it was an opportunity to explore cherished childhood memories of town fairs and circuses. Choreographer Michel Fokine made the most of his reformist ideas of movement as means of expression, the ‘speaking’ choreography. Vaslav Nijinsky, who gracefully brought all these ideas to life in his interpretation of the lead role, was not only a darling with the audiences. The role somehow foreshadowed his own destiny. The ingredients of  Petrouchka’s success include a score without mellow tunes, where the main character’s death is marked by the sound of a tambourine dropped to the floor; Petrouchka’s feet turned toes in, so unlike the traditional ballet feet; and the tragedy of loneliness in a flamboyant crowd at the fair. This cocktail of Petrouchka ingredients did not only lead to success in Paris, but also marked a veritable change of ballet epochs.

World premiere: 13 June 1911, Les Ballets Russes de Serge Diaghilev, Théâtre du Châtelet, Paris
Premiere of this production: 6 February 2010, Mariinsky Theatre, St Petersburg

Running time: 40 minutes

***

The Firebird

Music by Igor Stravinsky
Libretto by Michel Fokine
Choreography by Michel Fokine (1910)

Reconstruction: Isabelle Fokine, Andris Liepa (1994)
Set and costume design: Anna and Anatoly Nezhny
after original sketches: Alexander Golovin, Léon Bakst and Michel Fokine
Lighting Designer: Vladimir Lukasevich
Lighting Adaptation for the Mariinsky II by Yegor Kartashov

Igor Stravinsky began his career with The Firebird. It was his first commissioned work, his theatrical debut, followed by a huge success. After the ballet was premiered in Paris, this previously unknown aspiring composer was now ranked among the main newsmakers of the new European art. Stravinsky was invited to write a new score for the Ballets Russes by Diaghilev, since Anatoly Lyadov, composer known for his ability to evoke the world of Russian fairy tales, had failed this order on time. Diaghilev who had a knack for discovering new talents had been impressed by young Stravinsky's Scherzo Fantastique for symphony orchestra, which was “burning and sparkling” as choreographer Michel Fokine put it. It was Fokine who came up with a “glowing image” of the Firebird. By the time Stravinsky became involved with the score, the libretto had already been completed. Fokine had a clear vision of the ballet and guided the composer. Colourful musical themes of the Firebird, the round dance of the Princesses with its Russian femininity, the “Infernal Dance of All Kastchei's Subjects” that turns into a riot of rhythm, it all grew out of discussions between the composer, choreographer and designers, Alexander Golovin and Léon Bakst. In 1910, they created an export Russian fairy tale and it conquered Paris. Yet in Russia, Stravinsky’s The Firebird was performed only in 1921 Fedor Lopukhov's avant-garde production. Fokine's version of The Firebird, for which Stravinsky created his score, became a part of the Mariinsky Theatre’s repertoire only in the late 20th century.
Olga Makarova

World premiere: 25 June 1910, Les Saisons Russes, Théâtre de l´Opéra, Paris
Premiere of Michel Fokin’s version at the Mariinsky Theatre: 28 May 1994

Running time: 50 minutes

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург