Спектакль «Петруша, сын ли ты мой или нет?»
16 +

Спектакль «Петруша, сын ли ты мой или нет?»

Продолжительность
3 ч 30 мин
Режиссёр
Роман Габриа
Описание

Русское дельарте
Спектакль в постановке Романа Габриа по роману Ф.М.Достоевского «Бесы» 

Н.Бердяев: «Какая же идея овладела целиком Петром Верховенским и довела личность его до распадения, превратила его в лжеца и сеятеля лжи?»

Младший Верховенский – Пётр, Петруша, Петрушка, бродячий шут без роду без племени, мелкий интриган, злой хитроумный ловкач, обманщик простачков, потешающийся над результатами своих проделок. Петрушу принимают с почестями и пафосом, а он и рад развлекаться на таком благодатном поле, развлекаться жестоко и порой кроваво, уничтожая все, хоть как-то обозначающее его прошлое. Роман Достоевского – всеобъемлющая злая сатира, насмешка над пустотой идеологических выкриков, фальшью провинциального лоска, множащимся всеобщим обманом, необоснованными претензиями, ничтожностью мысли. В пустом пространстве сцены Роман Габриа распахивает перед зрителями балаган, обращая страшное – в смешное, демонов – в паяцев, монстров – в карикатуры. Актёрам даны преувеличенно комический грим, пародийно экстравагантная пластика, нарочитые интонации, гротесковые мизансцены. Театрализация мира, реальности, бытия – таков в спектакле способ прочтения текста Достоевского, неожиданный и смелый взгляд на русского классика.

Идеология романа – только среда, в которой развивается страшный и вечный конфликт отца и сына: отца-инфантила, отказавшегося от ответственности за беспомощного ребенка, и сына-монстра, выросшего без любви, семьи и дома. Бесы здесь – не предвестники революции, а орудие одного человека в борьбе с другими. В борьбе со всеми. Младший Верховенский равно ненавидит отца, который его предал, студента Шатова, который заменил его отцу, окружение отца, окружение Шатова, словом, всех, кто населяет мир, в котором ему, Петру Степановичу Верховенскому, не нашлось места. Он своей волей уничтожает этот мир. Вопрос – «Как это произошло, как сложилась именно такая личность, где корни зла?» – спектакль Романа Габриа задаёт каждому зрителю. И на него нет единственно возможного ответа.

Но перед смертью к старшему Верховенскому приходит прозрение. «Человеку гораздо необходимее собственного счастья знать и каждое мгновение веровать в то, что есть где-то уже совершенное и спокойное счастье, для всех и для всего... Если лишить людей безмерно великого, то не станут они жить и умрут в отчаянии», – бормочет умирающий Степан Трофимович. Всю жизнь проживший во тьме, на последнем вздохе он приходит к свету – посрамляя бесов, преодолев ненависть, открывшись любви.

1 отзыв
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
ольга
19.03.2022 / 16:54
1. Очень необычная схема спектакля- русская комедия дель арте- гротескный грим , маски . Предельно лаконичны темные костюмы, мрачный фон сцены . Яркие только - красные каблуки и красные губы главного персонажа, белые крылья ангелов, которых никто не видит, зато "демоны"-с надутыми щеками, огромными зубами, нелепыми носами и бородами- все карикатурно подчеркивает драматизм болезненного состоянии молодого человека Петра . 2. Драма отцов и детей показана как результат равнодушного отношения в семье- есть над чем задуматься. 3. Неожиданно подобрана современная музыка- то в ритме танго, то нежная, то тревожная.

Замечательный актерский состав- энергия бъет через край. Прекрасная пластика актеров, движения главного героя особенно сложны- то как у грациозного зверя, то в эротическом танце, то неприличны и безобразны- показана многогранность черной личности Петруши. Точно схвачены характеры всех героев пьесы- и смешно , и страшно. Оригинально бегает по зрительному залу с небольшим интерактивом герой с надутыми щеками, при этом неожиданно и очень смешно читает классические стихотворения. В последнем действии жутковато смотрится приподнятая кровать с умирающим и как бы исповедующимся стариком. Спектакль талантливый и неординарный.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург