Имена композиторов, чья музыка составляет эту программу, менее известны широкому слушателю, чем имена их прославленных современников – Моцарта и Гайдна. Зачастую именно их упоминают как некий «культурный фон» своего времени, создавший предпосылки для появления венских классиков, таким образом сводя ранний классицизм к некоему «подготовительному этапу». Монография, посвящëнная сонатам XVIII века в исполнении барочного ансамбля, возвращает этой музыке субъектность, позволяя взглянуть на неё как на самостоятельную и самоценную область музыкальной истории.
Существенная черта этих сонат – первостепенно указанный в заглавиях клавесин: в представлении их авторов именно он воспринимался как солирующий инструмент, сопровождаемый скрипкой и фаготом, а не наоборот. Это обстоятельство позволяет по-новому взглянуть на идею «аккомпанемента», связанную с постепенным отходом от практики basso continuo.
Наблюдая за логикой музыкальной мысли второй половины XVIII века, мы можем увидеть тот удивительный момент, когда барокко уже закончилось, а классицизм ещё не начался – или же, напротив, барокко ещё не закончилось, но классицизм уже вступил в свои права. Карл Фридрих Абель, оставшийся в истории как последний исполнитель на виоле да гамба, в какой-то степени был также и одним из последних носителей барочной эстетики. В то же время, Леопольд Кожелух, ставший преемником Моцарта в Праге, и французский флейтист Франсуа Девьен, в 1795 году вошедший в профессорский состав только что открывшейся Парижской консерватории, – композиторы, чья судьба и творчество однозначно принадлежали новой эпохе.
Исполнители:
Юлия Гайколова (барочная скрипка)
Константин Яковлев (барочный фагот)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Луиджи Боккерини (1743–1805)
Трио для облигатного клавесина, скрипки и фагота из сборника Six sonates en trio pour le clavecin avec accompagnement de Violon et Basse, op. 1
Франсуа Девьен (1759–1803)
Соната до мажор для клавесина и облигатных скрипки и фагота
Карл Фридрих Абель (1723–1787)
Соната из сборника «6 сонат для клавесина в сопровождении скрипки и виолончели (фагота)», op. 5
Леопольд Кожелух (1747–1818)
Соната из сборника «3 сонаты для клавесина в сопровождении скрипки и виолончели (фагота)», op. 28