Бах и Брамс. Музыка Адвента — погрузитесь в неповторимую предрождественскую атмосферу, которую создаст для вас Юлия Глазкова.
Адвент (от латинского adventus — пришествие) — название предрождественского периода в католической церкви и некоторых протестантских конфессиях, тождественное периоду Рождественского поста в православной традиции. Это время ожидания Рождества Христова, когда христиане готовятся к светлому и радостному празднику. Дверь в удивительный предрождественский мир откроют для вас Бах и Брамс. В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее.
В органном творчестве Баха – два полюса. Масштабные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и хоральные прелюдии. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, в том числе, и к Адвенту. В творчестве Баха этот жанр достиг запредельного совершенства, явив божественный мелодизм, богатейшую полифоническую фактуру и необозримое тембровое богатство органа. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 лейпцигских хоралов». Особый интерес вызывают Шюблеровские хоралы, которые являются транскрипциями арий из кантат, выходя за привычные рамки хоральных прелюдий. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.
Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному мышлению Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.
Бах и Брамс. Музыка Адвента — погрузитесь в неповторимую предрождественскую атмосферу.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга ля минор WoO 9
Из цикла «11 Хоральных прелюдий для органа ор.122»: №10 Herzlich tut mich verlangen (Я очень желаю благословенного конца)
№7 O Gott, du frommer Gott (О Боже, благочестивый Боже)
Прелюдия и фуга соль минор WoO 10
Иоганн Себастьян Бах Из цикла «Шюблеровские хоралы»: Wachet auf, ruft uns die Stimme (Восстань, голос зовет!) BWV 645
Wo soll Ich fliehen hin (Куда мне убежать от тяготеющих над мной великих и бесчисленных грехов?) BWV 646
Иоганн Себастьян Бах Из цикла «Лейпцигские хоралы»:
Nun komm, der Heiden Heiland («Приди, язычников Спаситель!») BWV 659
Иоганн Себастьян Бах Пассакалия BWV 582
Исполнитель:
Юлия Глазкова, орган, Санкт-Петербург
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта;
рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет (6+)