Органные легенды Германии – концерт хорошо известной в России и за рубежом органистки Елены Приваловой, объединивший сочинения гениальных немецких композиторов разных эпох.
В центре внимания – жанр органной прелюдии и фуги. Рожденный в удивительную эпоху барокко, он достиг своего наивысшего расцвета в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха, создавшего в течение жизни грандиозные монументальные полотна, в числе которых Прелюдия и фуга до минор BWV 546, относящаяся к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Органный мир Баха условно разделен на две части. Одна из них – большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другая – одночастные хоральные прелюдии, в которых мастер достиг запредельного совершенства. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство.
Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.
Феликс Мендельсон-Бартольди – величайший композитор-романтик и блестящий органист, возродивший музыку Баха, в своем органном творчестве писал в тех же жанрах, что и его великий предшественник. Это Прелюдии и фуги, а также легендарный цикл из Шести сонат.
«Изучайте Баха! В нем вы найдете всё», — говорил другой великий романтик Иоганнес Брамс. Влияние лейпцигского кантора явственно ощущается во всем органном творчестве Брамса. В это вечер прозвучит Прелюдия и фуга соль минор и одна из самых популярных хоральных прелюдий Herzlich Tut Mich Verlangen №10. ор.122. Цикл, объединивший 11 хоральных прелюдий, стал лебединой песней композитора и прозвучал посмертно.
Исполненный тончайшего лиризма, любимый публикой опус Прелюдия, фуга и вариация крупнейшего французского композитора Сезара Франка, написанный в форме барочного триптиха, – одно из самых исполняемых органных сочинений. Преклонявшийся перед баховским гением бессменный органист Базилики святой Клотильды, снискал восторг современников, возродив забытое искусство органной импровизации, а за глубину и масштабность органных сочинений его сравнивали с самим Иоганном Себастьяном.
Органные легенды Германии – уникальная возможность погружения в музыку самой органной в мире страны.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга до минор BWV 546
Георг Бём (1661-1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1840) Прелюдия и фуга до минор ор.37
Иоганн Себастьян Бах 1685-1750) Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh sei Ehr
Сезар Франк (1822-1890) Прелюдия, фуга и вариация си минор ор.18
Иоганнес Брамс (1833-1977) Хоральная прелюдия Herzlich Tut Mich Verlangen ор.122 №10
Иоганнес Брамс (1833-1977) Прелюдия и фуга соль минор, Wo10
Исполнитель:
Елена Привалова, орган
Россия-Латвия
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет