Токката – виртуозный и блестящий жанр, к которому обращались и продолжают обращаться композиторы самых разных эпох: это лаконизм старых мастеров и космический размах Баха, звуковой океан французских романтиков и несусветная эклектика нашего времени, где каждый имеет право высказаться на своем языке. Пройдитесь по звуковому коридору эпох рука об руку с гениальными Мастерами и блестящим органистом Александром Новоселовым. Ощутите, как на протяжении столетий эволюционировала токката.
В программе – Токката и фуга ре минор Баха, которая не нуждается в представлении, а также Токката из сборника Apparatus Musico Organisticus старшего современника Баха – Муффата.
Романтический жанр представлен одной из частей знаменитой органной Симфонии № 5 Видора, ярчайшей фигуры XIX-XX на музыкальном Олимпе Франции. Органист-виртуоз, симфонический дирижёр, педагог, эксперт по органостроению, он явился инициатором установки в Большом зале Московской консерватории симфонического органа гения органостроения Аристида Кавайе-Коля.
Французская линия продолжена сочинениями Боэльмана, Жигу и Дюрюфле. Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа.
Сюиту № 5 последнего французского романтика Мориса Дюрюфле можно назвать вершиной органного репертуара ХХ века. Она сочетает в себе безупречность концепции, совершенство конструкции и единство всех составляющих элементов. Дюрюфле прославился как блестящий органист и прекрасный импровизатор. Он был первым исполнителем ряда сочинений своего великого педагога Шарля Турнемира, Шестой органной симфонии другого своего учителя Луи Вьерна, а также Концерта для органа с оркестром Франсиса Пуленка. Сюита № 5 раскрывает бесконечное разнообразие звуковой палитры французского симфонического органа.
Ученик Сен-Санса Эжен Жигу писал в множестве различных стилей, помимо исполнительской и композиторской деятельности, был прекрасным педагогом. В 1885 году он основал свою органную школу, из которой вышли такие выдающиеся органисты-композиторы, как Форе, Руссель, Боэльман и другие. Токката из цикла «10 пьес для большого органа» – один из признанных хитов для Короля инструментов. Символические интерлюдии концерта – сочинения Бема и Грига.
Органная токката в зеркале эпох – путешествие вглубь Токкаты.
Программа:
Георг Муффат (1653-1704)
Токката квинта
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката и фуга ре-минор BWV 565
Георг Бем (1661-1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш)
Эжен Жигу (1844- 1925)
Токката из цикла «10 пьес для большого органа»
Леон Боэльман (1862-1897)
Молитва и Токката из Готической сюиты.
Эдвард Григ (1843-1907)
Ария из Хольберг-сюиты
Шарль Мари Видор (1844-1937)
Токката из Симфонии N5
Морис Дюрюфле (1902-1986)
Прелюдия и Токката из Сюиты N 5
Ханс Андре Штамм (1958*)
Токката в кельтском стиле.
Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Александр Новоселов, орган
Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и перчатках и соблюдать социальную дистанцию.
Продолжительность концерта – 70 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 и младше 65 лет.