Барочная культура, в отличие от музыки классицизма и романтизма, не была «культурой мелодии»: в основе её музыкальной структуры был принцип continuo, предполагавший ориентир на гармоническую сторону. Изначально мелодический голос был производным от фактуры, та, в свою очередь, – производным от гармонии, в сжатом виде заключённой в линии баса (в абсолютном большинстве случаев также определяющей ритм и характер). Тем не менее, в этой программе собраны самые яркие мелодии, созданные в XVII–XVIII веках: многие из произведений, которые прозвучат в концерте, являются переложениями оперной или оркестровой музыки. Их авторы – Генри Пëрселл, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло – относятся к тем композиторам, к которым в иной парадигме можно было бы отнести такой романтический эпитет, как «великие мелодисты».
Adagio Ремо Джадзотто – известное как многократно заигранный органный «хит», приписанный к тому же барочному композитору, к которому имел крайне опосредованное отношение – родилось как некое пацифистское высказывание своего времени. Его "рыдающие" интонации, будучи с музыкальной точки зрения весьма вольной фантазией на барочную тематику, сложились у автора под впечатлением рукописей, уничтоженных во время Второй мировой войны. В первом издании Джадзотто указывал якобы существующую отправную точку в виде некоего отрывка из сочинения Альбинони, обнаруженного на руинах Дрезденской библиотеки, однако последующие исследования доказали, что искомого манускрипта никогда не существовало – автор сочинил Adagio сам, подарив миру, возможно, одну из самых этических значимых страниц популярной музыки, символическое значение которой в чём-то превышает художественное, – в некотором роде «музыкальный крест Ковентри».
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Увертюра к оратории «Самсон», HWV 57
Чарльз Джон Стэнли (1712–1786)
Voluntary ре минор, ор. 5, No. 8
Алессандро Марчелло (1669–1747)
Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799 (в обработке И. С. Баха, BWV 974/2)
Юст Риддерволд-Линдеман (1822–1894)
Вариации на тему Генделя Lascia ch`io pianga
Генри Пёрселл (1659–1695)
Плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» (в транскрипции для органа Бенджамина Ригетти)
Ремо Джазотто (1910–1998)
Adagio на тему Томазо Альбинони
Генри Пёрселл
Рондо из музыки к драме «Абделазар», ZT 684
(переложение для органа Эммануэля Леграна)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (обработка концерта Антонио Вивальди, RV 522)