Д. Букстехуде, Н. Брунс, И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди,
Л. Вьерн, М. Дюрюфле, Ж. Ален
Лауреаты международных конкурсов
МАЙЯ МОКРЕЦОВА
и
ЕЛИЗАВЕТА ТОЛМАСОВА
(орган, Санкт-Петербург)
Яркие и талантливые петербургские органистки Майя Мокрецова и Елизавета Толмасова представят разнообразную программу, включающую произведения европейских мастеров XVII-XX веков.
Концерт откроет Прелюдия ре минор Букстехуде в исполнении Майи Мокрецовой. В его органном наследии ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы). По музыкальному строению и языку они схожи с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера.
Токката ми мажор написана молодым И.С. Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника - знаменитого Букстехуде. В цикле две фуги, первая из которых создана в технике двойной педали, когда две ноги играют одновременно.
Знаменитый Ф. Мендельсон-Бартольди в своём творчестве использовал богатый опыт немецкой органной школы, привнося в него лирико-романтические черты. Органные сонаты были написаны в 1844-1845 годах и посвящёны композитором своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Это своеобразная «антология» барочных жанров и форм. Здесь встречаются прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга. Прозвучит Соната си-бемоль мажор. Она представляет собой своеобразную романтическую сюиту, состоящую из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. В этом ярком сочинении композитор, опираясь на полифонические достижения великого Баха, сочетает их с романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.
М. Дюрюфле - французский композитор и органист, один из выдающихся представителей основанной С. Франком и Ш.-М. Видором французской органной школы. В его произведениях ощутимо влияние позднего романтизма, импрессионизма и григорианского хорала. Творчество Дюрюфле отличается высоким мастерством и оригинальностью. Среди его сочинений выделяется Сюита, op.5 (1932), которая считается шедевром французской органной музыки. Виртуозная Токката - последняя часть Сюиты, в ней во всём блеске предстанут возможности симфонического органа.
Выступление Елизаветы Толмасовой начнётся с блестящей Прелюдии соль мажор предшественника И.С. Баха - Н. Брунса. Выдающийся музыкант, исполнитель на нескольких инструментах, композитор создал для органа всего несколько произведений. Написанные в «stylus fantasticus», насыщенные музыкально-риторическими фигурами, сочинения увлекают своей безудержной энергией.
Прозвучит драматичная Прелюдия и фуга до минор Баха. Фуга была написана в Веймаре около 1716 года, а прелюдия в Лейпциге в 1730 году, затем они были объединены композитором в единый цикл.
Перу Л. Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа и несколько циклов пьес, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. «24 пьесы в фантастическом стиле» были написаны композитором в 1926-1927 годах. Прозвучат два сочинения из этого цикла: «Вечерняя звезда» и «Вестминстерские колокола» - токката, в которой виртуозно имитируется колокольный перезвон.
Музыкальный язык Ж. Алена складывался под влиянием К. Дебюсси и О. Мессиана. Он интересовался барочной музыкой, джазом, культурой и философией Дальнего Востока. «Литании» - одна из самых известных пьес композитора. В её основе - прихотливый ритм с неквадратным тактовым дроблением, вызывающим эффект неравномерности и ритмических акцентов. Остинатное (постоянное) кружение мелодии призвано передать образ иступлённой молитвы, религиозный экстаз верующего.
Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ре минор, BuxWV 140
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката ми мажор, BWV 566
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 4 си-бемоль мажор, op.65:
Allegro con brio - Andante religioso - Allegretto - Allegro maestoso
Морис Дюрюфле (1902-1986)
Токката из «Сюиты» для органа, op.5
Исп.: Майя Мокрецова
Николаус Брунс (1665-1697)
Прелюдия соль мажор
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вечерняя звезда» из цикла «24 фантастические пьесы», 3 тетрадь, op.54
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Луи Вьерн
«Вестминстерские колокола» из цикла «24 фантастические пьесы», 3 тетрадь, op.54
Жан Ален (1911-1940)
«Литании» (1937), JA 119
Исп.: Елизавета Толмасова