И.С. Бах, В. Мендельсон-Бартольди, Ю. Ройбке
Лауреат и дипломант
открытых и международных конкурсов
МАРГАРИТА ЕСЬКИНА
(орган, Санкт-Петербург)
Концерт петербургской органистки Маргариты Еськиной откроет торжественная Токката ми мажор И.С. Баха, написанная в Арндштадте около 1707 года. По манере изложения цикл близок стилю Д. Букстехуде. Помимо Токкаты, он включает в себя две фуги, первая из которых написана для двойной педали (обе ноги играют одновременно). В последние годы жизни Бах работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо композитора. Будут исполнены две обработки «Приди, язычников Спаситель», по церковному календарю относящиеся к периоду Адвента - времени размышлений о прошедшем и ожидания Рождества.
В своём творчестве выдающийся композитор Ф. Мендельсон-Бартольди использовал богатый опыт немецкой органной школы, привнося в него лирико-романтические черты. Органные сонаты были написаны в 1844-1845 годах и посвящёны его другу - органисту Ф. Шлеммеру. Это своеобразная «антология» барочных жанров и форм. Здесь встречаются прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга. В концерте прозвучит Соната ля мажор.
Центральным сочинением программы станет Соната на 94 псалом немецкого композитора Ю. Ройбке. Его творческий путь продлился всего 10 лет - с момента первого композиторского опыта 14-летнего подростка до смерти в возрасте 24 лет. С января 1856 года Ройбке был учеником Ф. Листа по фортепиано и композиции. Результатом занятий стала сходная по стилю с композициями учителя Соната до минор. Её программная основа - содержание 94 псалма: воззвание человека к Богу о воздании наказания всем грешникам. Эта масштабная композиция тяготеет к свободной поэмности листовского типа, но имеет внутреннее деление на три части. Основной метод развития - монотематизм. Первые 7 тактов Сонаты - музыкальный тезис, в котором сконцентрирован мелодический и гармонический материал сочинения. Соната Ройбке - одно из наиболее характерных проявлений органного романтизма.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката ми мажор, BWV 566
Две хоральные обработки «Nun komm, der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»), BWV 659 и 661 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 3 ля мажор, op.65:
Allegro maestoso - Andante tranquillo
Юлиус Ройбке (1834-1858)
Соната на 94 псалом:
Grave, Largetto
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым
Allegro con fuoco
Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
и говорят: «Не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев»
Adagio
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
Когда я говорил: «колеблется нога моя», - милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
При умножении скорбей моих в сердце моём утешения Твои услаждают душу мою
Allegro
Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,
и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш