Описание
Одну из ключевых ролей в любом богослужении и церковном празднике играет хорал. На протяжении многих столетий обработка хорала служит «универсальным инструментом» церковного органиста: напрямую связанная с духовной тематикой, она открывает для музыканта возможность проявить широту своей фантазии. Хоральные мелодии, не изменяясь на протяжении многих столетий, дошли до нас в том виде, в котором существовали во времена Брунса, Букстехуде и Баха. Программа сегодняшнего концерта включает в себя органные сочинения предрождественского периода, в основе которых лежат «застывшие во времени» хоральные мелодии.
Феликс Войрш — немецкий композитор и хормейстер. Несмотря на то, что его творческая деятельность развернулась на рубеже XIX и XX веков, Войрш работал в рамках классико-романтических традиций. Его op. 59, вероятно, создан под впечатлением от брамсовских хоральных прелюдий op. 122. На концерте прозвучат две обработки: «Nunkomm’ derHeidenHeiland» («Приди же ныне, язычников Спаситель») — с этой строки начинается хорал, открывающий Адвент, а вместе с ним и сам церковный год; «EsisteinRos’ entsprungen» («Розой в колыбели Иессеев стал росток») — повествует о рождении Христа.
Особый интерес к обработкам хоральных мелодий испытывал немецкий композитор Зигфрид Карг-Элерт. Его 66 хоральных импровизаций op. 65 разделены на шесть томов, каждый из которых посвящён определённому церковному празднику. В первом томе собраны обработки хоралов на Адвент и Рождество: на концерте прозвучат три таких импровизации.
Другие сочинения, входящие в программу, демонстрируют важные тенденции музыки XX–XXI веков — поиск новых тембровых сочетаний, синтез различных видов искусств. В этом контексте большой интерес вызывают Пять библейских сцен для гобоя и органа немецкого композитора Бертольда Гуммеля. Своеобразное «чтение» библейских сюжетов композитор поручает не актёру или певцу, а музыкальному дуэту органа с гобоем.
Исполнители:
Герман Бюллер (гобой)
Виктор Скоморов (фагот)
Михаил Мищенко (орган)
В программе:
Нильс Отто Ростед (1888–1966)
Соната № 1 для органа, ор. 16
I. Grave
II. Con moto amabile
III. Пассакалия. Andante grave
БернхардКроль (1920–2013)
Канцона II из духовного концерта DumeineSeele, singe («О душа моя, воспой») для фагота и органа, ор. 155
Феликс Войрш (1860–1944)
Из Десяти хоральных прелюдий, ор. 59:
1. Nunkomm’ derHeidenHeiland («Приди же ныне, язычников Спаситель»)
2. EsisteinRos’ entsprungen («Розой в колыбели Иессеев стал росток»)
Руперт Готфрид Фрибергер (1951–2016)
Музыка на Адвент для гобоя и органа
I. «Мольба»
II. «Ликующий»
III. «Терновник»
IV. O HeilandreissdieHimmelauf («Спаситель наш, с небес сойди»)
Бернхард Кроль
Dornwald-Partita / «Дорнвальдская партита» (музыка на Адвент), ор. 164:
1. «Мария сквозь терновник шла»
2. «Дитя под сердцем у неё»
3. «На терне роза расцвела»
4. «Иисусом будет назван Он»
5. «Он Собой искупит мир»
Бертольд Гуммель (1925–2002)
Из Пяти библейских сцен для гобоя и органа, ор. 45:
3. «Потоп»
4. «Спасение на ковчеге»
5. «Радуга»
Харальд Генцмер (1909–2007)
Метаморфозы на тему VomHimmelhoch (II) из Концерта на Адвент
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933)
Из Хоральных импровизаций, ор. 65:
1. AchbleibmitdeinerGnade («Пребудь в нас благодатью Своею»)
3. Allesist an GottesSegen («На все воля Божья»)
Бернард Уэйн Сандерс (род. 1957)
Эпитафия для фагота и органа
Зигфрид Карг-Элерт
Из Хоральных импровизаций, ор. 65:
4. Es ist das Heil unskommen her («Спасение грядетнам»)
Феликс Войрш — немецкий композитор и хормейстер. Несмотря на то, что его творческая деятельность развернулась на рубеже XIX и XX веков, Войрш работал в рамках классико-романтических традиций. Его op. 59, вероятно, создан под впечатлением от брамсовских хоральных прелюдий op. 122. На концерте прозвучат две обработки: «Nunkomm’ derHeidenHeiland» («Приди же ныне, язычников Спаситель») — с этой строки начинается хорал, открывающий Адвент, а вместе с ним и сам церковный год; «EsisteinRos’ entsprungen» («Розой в колыбели Иессеев стал росток») — повествует о рождении Христа.
Особый интерес к обработкам хоральных мелодий испытывал немецкий композитор Зигфрид Карг-Элерт. Его 66 хоральных импровизаций op. 65 разделены на шесть томов, каждый из которых посвящён определённому церковному празднику. В первом томе собраны обработки хоралов на Адвент и Рождество: на концерте прозвучат три таких импровизации.
Другие сочинения, входящие в программу, демонстрируют важные тенденции музыки XX–XXI веков — поиск новых тембровых сочетаний, синтез различных видов искусств. В этом контексте большой интерес вызывают Пять библейских сцен для гобоя и органа немецкого композитора Бертольда Гуммеля. Своеобразное «чтение» библейских сюжетов композитор поручает не актёру или певцу, а музыкальному дуэту органа с гобоем.
Исполнители:
Герман Бюллер (гобой)
Виктор Скоморов (фагот)
Михаил Мищенко (орган)
В программе:
Нильс Отто Ростед (1888–1966)
Соната № 1 для органа, ор. 16
I. Grave
II. Con moto amabile
III. Пассакалия. Andante grave
БернхардКроль (1920–2013)
Канцона II из духовного концерта DumeineSeele, singe («О душа моя, воспой») для фагота и органа, ор. 155
Феликс Войрш (1860–1944)
Из Десяти хоральных прелюдий, ор. 59:
1. Nunkomm’ derHeidenHeiland («Приди же ныне, язычников Спаситель»)
2. EsisteinRos’ entsprungen («Розой в колыбели Иессеев стал росток»)
Руперт Готфрид Фрибергер (1951–2016)
Музыка на Адвент для гобоя и органа
I. «Мольба»
II. «Ликующий»
III. «Терновник»
IV. O HeilandreissdieHimmelauf («Спаситель наш, с небес сойди»)
Бернхард Кроль
Dornwald-Partita / «Дорнвальдская партита» (музыка на Адвент), ор. 164:
1. «Мария сквозь терновник шла»
2. «Дитя под сердцем у неё»
3. «На терне роза расцвела»
4. «Иисусом будет назван Он»
5. «Он Собой искупит мир»
Бертольд Гуммель (1925–2002)
Из Пяти библейских сцен для гобоя и органа, ор. 45:
3. «Потоп»
4. «Спасение на ковчеге»
5. «Радуга»
Харальд Генцмер (1909–2007)
Метаморфозы на тему VomHimmelhoch (II) из Концерта на Адвент
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933)
Из Хоральных импровизаций, ор. 65:
1. AchbleibmitdeinerGnade («Пребудь в нас благодатью Своею»)
3. Allesist an GottesSegen («На все воля Божья»)
Бернард Уэйн Сандерс (род. 1957)
Эпитафия для фагота и органа
Зигфрид Карг-Элерт
Из Хоральных импровизаций, ор. 65:
4. Es ist das Heil unskommen her («Спасение грядетнам»)