Опера «Лакме» (концертное исполнение)/ Lakme (concert performance)
6 +

Опера «Лакме» (концертное исполнение)/ Lakme (concert performance)

Актёры/Исполнители
Симфонический оркестр Мариинского театра
Описание

Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Музыка Лео Делиба
Либретто Эдмонда Године и Филиппа Жиля

Пленительный цветок французской романтической оперы, «Лакме» Лео Делиба остается на периферии оперного репертуара и многим известна лишь по знаменитому «Цветочному дуэту» и сопрановой Арии с колокольчиками. За пределами Франции ее сегодня ставят редко. «Лакме» – сокровище и гордость парижской Опера-комик, на сцене которой она впервые прозвучала 14 апреля 1883 года и после не сходила с подмостков 80 лет кряду.
Первой исполнительницей роли Лакме была американка Мария ван Зандт. Она же пела в следующем сезоне и на премьере «Лакме» в Петербурге (оперу поставила Императорская итальянская труппа). Оглушительный парижский дебют ван Зандт в опере «Миньон» Амбруаза Тома побудил драматурга Эдмона Гондине написать специально для нее новое произведение. Выбор пал на сюжет Пьера Лоти, моряка и автора приключенческих романов о героях из экзотических стран. На основе его романа «Рараю» Године вместе с другим оперным стихотворцем Филиппом Жилем сочинил либретто, которое и предложил Делибу – на тот момент уже автору популярных балетов «Коппелия» и «Сильвия».
Действие «Лакме» разворачивается в колониальной Индии конца XIX века. Пара возлюбленных, сопрано и тенор, – представители разных цивилизаций. Английский офицер Джеральд пленен красой жрицы Лакме, а Лакме – его пылкими речами. Однако, по законам романтизма, мечте сбыться не суждено: отравив себя ядовитым цветком, Лакме умирает в объятиях любимого. Сюжет в экзотическом антураже для французского музыкального театра был не нов: Делиб шел по стопам «Искателей жемчуга» Бизе, «Африканки» Мейербера, «Короля Лахорского» Массне, а если оглянуться на столетие раньше – «Галантных Индий» Рамо. Музыкальная материя «Лакме» соткана из нежнейшей, поэтичной кантилены и акварельного оркестра, который переливается изысканными красками и интонациями. Ариозо и дуэты главных героев окружают индуистские молитвы и церемонии, танцы баядерок, сцена торга. В первом действии компания любопытных европейцев тайком осматривает жилище жреца Нилаканты и ведет игривый спор о том, сходны или различны женщины всюду и всегда.
В роли индийской красавицы на сцену Опера-комик в разное время выходили Лили Понс, Мадо Робен, Мади Меспле, Натали Дессей, Сабин Девьель. Среди знаменитых русских певцов, выступавших в постановках «Лакме», – Антонина Нежданова, Леонид Собинов (Джеральд), Федор Шаляпин (Нилаканта), Елена Катульская, Ирина Масленникова, Валерия Барсова и др. В Мариинском театре после постановки Итальянской оперы 1864 года «Лакме» ставилась в 1903, 1916 и 1931 годах.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие происходит в Британской Индии в конце XIX века

I действие
Жилище брамина Нилаканты, окруженное тенистым лесом. Раннее утро. Индусы и индуски во главе с Нилакантой и его дочерью Лакме молитвою Брахме приветствуют наступление дня. По окончании молитвы все расходятся. После церемонии Нилаканта, оставив дочь на попечение подруги – Маллики – и своего слуги Хаджи, направляется в священную пагоду. Девушки же решают плыть на лодке за цветком лотоса. В их отсутствие в запретное для чужестранцев место приходят дочери губернатора Индии – Элен и Роза – в сопровождении гувернантки, миссис Бентсон, и двух английских офицеров: Джеральда, жениха Элен, и его товарища Фредерика. Все они жаждут познакомиться с нравами индусов, но, узнав жилище свирепого фанатика-брамина Нилаканты, в страхе спешат удалиться. Остается лишь Джеральд: случайно заметив дорогой убор Лакме, он намерен во что бы то ни стало зарисовать его в свой альбом. Красота вернувшейся Лакме поражает англичанина. Ее предупреждение о грозящей ему гибели в случае, если его застанет в священном месте отец, незнакомца не пугает. В сердце Лакме закрадывается любовь к отважному офицеру, и она, заметив издали брамина, умоляет Джеральда скрыться. Нилаканта по сломанному плетню догадывается о посещении его дома европейцем и клянется отомстить нечестивцу.

II действие
Городская площадь. Народный праздник в разгаре. Лакме тоскует о Джеральде. Нилаканта, полагая, что причина ее грусти – нанесенное оскорбление, решает выследить обидчика. Смущение Лакме при виде Джеральда, подошедшего к ней во время ее пения, открывает брамину, кто его враг. Лакме, оставшись наедине с любимым, умоляет его бежать с ней. Он медлит с решением. В это время через площадь проходит священная процессия жрецов. Нилаканта, улучив удобный момент, подкрадывается к Джеральду и поражает его кинжалом. Потрясенная Лакме приказывает Хаджи нести раненого за ней.

III действие
Лес. Лакме сторожит сон раненого Джеральда, а когда он просыпается, рассказывает историю его спасения. Англичанин, очарованный красавицей, готов соединиться с нею навек и – по индуистскому религиозному обряду – выпить с ней из одной чаши воду из священного ручья. Лакме спешит принести воды. В ее отсутствие появляется Фредерик и убеждает товарища вернуться в полк, готовый выступить в поход. Сознание долга отрезвляет Джеральда, и он обещает другу последовать его совету. Вернувшись, Лакме с ужасом замечает перемену в избраннике и в отчаянии решает отравить себя ядовитым цветком. Ее жених вновь поддается очарованию – и пьет с ней из чащи священную воду. Нилаканта, обнаружив Лакме и Джеральда вместе, хочет убить англичанина. Но дочь объявляет об их браке. Яд начинает действовать, девушка тихо умирает в объятиях своего возлюбленного.


Performed in French (the performance will have synchronised Russian supertitles)

Music by Léo Delibes
Libretto by Edmond Gondinet and Philippe Gille

A beguiling flower of French Romantic opera, Léo Delibes' Lakmé remains on the peripheries of the international operatic repertoire and is known to many thanks only to its famous Flower Duet and the soprano's Bell Song aria. Outside France, it is rarely staged today. Lakmé is the jewel in the crown and the pride of Paris' Opéra-Comique, where it was first performed on 14 April 1883 and where it went on to enjoy an unbroken run of some eighty years. The first performer of the role of Lakmé was the American Marie van Zandt. It was also she who appeared in the St Petersburg premiere of Lakmé the following season (the opera was staged by the Imperial Italian Company). Van Zandt's staggering debut in Paris in Ambroise Thomas' opera Mignon resulted in the playwright Edmond Gondinet's writing a new work especially for her. His choice fell on a plot by Pierre Loti, a sailor and author of adventure novels about heroes in exotic lands. Taking Loti's novel Rarahu as a basis, Gondinet and Philippe Gille, another poet of opera, produced a libretto which was presented to Delibes – the latter by that time having already composed the popular ballets Coppélia and Sylvia.
The plot of Lakmé unfolds in colonial India in the late 19th century. Two lovers, a soprano and a tenor, are representatives of two different civilisations. The British army officer Gérald is captivated by the beauty of the priestess Lakmé, while Lakmé is drawn to her fervent speech. However, in accordance with the laws of Romanticism, their dream is fated not to come true: having poisoned herself with a toxic flower, Lakmé dies in the arms of her beloved. The plot in exotic surroundings was nothing new for French musical theatre: Delibes was following in the footsteps of Bizet's Les Pêcheurs des perles, Meyerbeer's L'Africaine, Massenet's Le Roi de Lahore and, if one goes back a century more, by Rameau's Les Indes galantes. The musical material of Lakmé is woven from extremely tender and poetic cantilena and the watercolour orchestration, which flows with refined colours and intonations. The ariosos and duets of the protagonists are framed by Hindu prayers and ceremonies, dances of bayadères and a trading scene. In Act I a group of curious Europeans secretly observes the home of the priest Nilakantha and have a friendly wager as to whether women everywhere are always similar or whether they differ.
Over the years, at the Opéra-Comique the role of the Indian beauty has been sung by Lily Pons, Mado Robin, Mady Mesplé, Natalie Dessay and Sabine Devieilhe. Among acclaimed Russian singers to have appeared in productions of Lakmé are the names of Antonina Nezhdanova, Leonid Sobinov (as Gérald), Fyodor Chaliapin (as Nilakantha), Elena Katulskaya, Irina Maslennikova and Valeria Barsova. Following the Mariinsky Theatre's 1884 production by the Italian Opera, Lakmé was staged again in 1903, 1916 and 1931.

The action takes place in British India in the late 19th century

Act I
The home of Nilakantha, a Brahmin priest, surrounded by a shady forest. It is early morning. Hindu men and women led by Nilakantha and his daughter Lakmé welcome the dawn of the new day with a prayer to Brahma. After prayer, all depart. Following the ceremony, Nilakantha, leaving his daughter to be cared for by her companion Mallika, together with his slave Hadji set out towards a sacred pagoda. Meanwhile, the girls decide to take a boat out to pick a lotus flower. In their absence, Ellen and Rose – daughters of the Governor of India – enter this place, which is forbidden to all foreigners, together with their governess Mistress Bentson and two British officers, Ellen's fiancé Gérald and his friend Frédéric. They are all eager to learn about Hindu customs, but on discovering that this is the home of Nilakantha the ferocious fanatical Brahmin they hasten to depart. Only Gérald remains behind: having by chance seen Lakmé's precious ornamental headpiece, he intends to sketch it in his album whatever the cost. Lakmé returns and her beauty stuns the Englishman. The foreigner is unperturbed at her warning that disaster and death await him should he be found in this sacred place by her father. Love for the courageous officer steals into Lakmé's heart and she, upon seeing the Brahmin in the distance, begs Gérald to hide. Nilakantha guesses that some European has visited his home from a piece broken fencing and swears revenge on this profanity.

Act II
A town square. A folk festival is at its height. Lakmé thinks wistfully of Gérald. Nilakantha, supposing the reason for her sadness to be some proffered insult, resolves to seek out her abuser. Lakmé's embarrassment on seeing Gérald, who has approached her as she was singing, reveals to the Brahmin who his enemy is. Lakmé, left alone with her beloved, begs him to run away with her. He is slow to decide. Meanwhile, a holy procession of the priests is making its way across the square. Nilakantha, grasping at a suitable moment, sneaks up to Gérald and stabs him with a dagger. The shocked Lakmé commands Hadji to carry the wounded man after her.

Act III
A forest. Lakmé stands guard over the wounded and sleeping Gérald, and when he wakes up he recounts the story of his salvation. The Englishman, enchanted by the beautiful maiden, is ready to be united with her forever and – in line with Hindu custom – drink, together with her, water from a sacred stream using the same cup. Lakmé hastens to fetch the water. In her absence, Frédéric appears and convinces his friend to come back to the regiment, which is ready to set off. Gérald is aware of a sense of duty, and he promises his friend to follow the latter's advice. When she returns, Lakmé in horror sees the alteration in her beloved and decides to kill herself with a toxic flower. Her beloved once again submits to the enchantment – and together with her drinks the sacred water from the cup. Nilakantha, on discovering Lakmé and Gérald together, wishes to kill the Englishman. His daughter, however, declares that they have been married. The poison begins to take effect, and the girl dies peacefully in the embrace of her beloved.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург