Музыка барокко и музыка романтизма – два столпа многих органных программ, и это не удивительно: именно в эти два исторических периода она достигала исключительных вершин, как с точки зрения содержания, так и в плане притязательности композиторского письма, совершенства форм и разнообразия жанров, опиравшегося на многовековые традиции и практики, связанные с этим инструментом.
В сегодняшней программе орган прозвучит в сочетании с вокалом: известнейшие сольные произведения двух эпох будут чередоваться с разнообразными ариями, относящимися как к оперной, так и к духовной музыке. Одним из тех композиторов, кто практически в равной степени обращался к обеим этим сферам, был Георг Фридрих Гендель, создавший около 40 опер и 32 оратории. Слушая его арии, мы можем сравнить два "регистра" музыкального языка, связанные со сферой светских либо религиозных образов и переживаний, и, с другой стороны, увидеть в них нечто общее.
Романтическая музыка в этой программе представлена именами композиторов рубежа веков – среди них современники французской belle epoque Рейнальдо Ан и Габриэль Форе, англичанин Перси Флетчер, оставивший множество сюит для симфонического и духового оркестра и ряд органных сочинений. Наиболее значимым "органным" именем этой эпохи в программе предстаëт Луи Вьерн – автор шести органных симфоний и нескольких десятков программных пьес, в каждой из которых проявляется его неповторимый стиль, порождëнный из сложного сплава эстетических парадигм его времени и связанных с ними разнообразных выразительных средств. В концерте прозвучит одна из самых красочных – и по праву одна из самых знаменитых пьес Вьерна – "Вестминстерские колокола".
Исполнитель:
Наталья Михалёва (сопрано)
Анна Калинкина (орган)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toccata prima (из сборника Apparatus Musico-Organisticus)
Франческо Кавалли (1602–1676)
Dolce amor, bendato Dio
Алессандро Скарлатти (1660–1725)
Le violette
Дитрих Букстехуде (ок. 1637–1707)
Прелюдия in а, BuxWV 153
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Sit nomen Domini из псалма Laudate pueri Dominum, HWV 236
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Перси Истман Флетчер (1879–1932)
Fountain Reverie
Рейнальдо Ан (1874–1947)
A Chloris
Габриель Форе (1845–1924)
Apres un reve, op.7 No.1
Луи Вьерн (1870–1937)
Вестминстерские колокола
Пьетро Масканьи (1863–1945)
Ave Maria