Концерт «Картинки с выставки». Игорь Бутман и Молодежный симфонический оркестр им. М.П.Мусоргского
6 +

Концерт «Картинки с выставки». Игорь Бутман и Молодежный симфонический оркестр им. М.П.Мусоргского

Описание

В программе:
Римский-Корсаков
«Светлый праздник», Воскресная увертюра на темы из Обихода

Прокофьев
Концерт №1 для фортепиано с оркестром

Мусоргский
«Картинки с выставки», версия для джаз-квартета и симфонического оркестра Дмитрия Сереброва

Исполнители:
Санкт-Петербургский молодежный симфонический оркестр им. М.П.Мусоргского
Дирижер – Юрий Серов

Александр Болотин, фортепиано
Игорь Бутман, саксофон
Андрей Кондаков, фортепиано
Гарий Багдасарьян, барабаны
Владимир Кудрявцев, контрабас

***

Увертюра «Светлый праздник» написана Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым на темы из «Обихода» (сборник церковных песнопений) и передает с детских лет сохранившиеся у автора впечатления о пасхальной заутрене. Композитор говорит в «Летописи моей музыкальной жизни», что ему хотелось воспроизвести в своей увертюре «легендарную и языческую сторону праздника, этот переход от мрачного и таинственного вечера Страстной субботы к какому-то необузданному языческо-религиозному веселию утра Светлого воскресения…». В одной из самых ярких партитур русской музыки XIX века слышится и тоскливое ночное пение дьячков, и мощное звучание колоколов, и неудержимая пляска разговевшихся в Светлое воскресенье мужичков.

Сергей Прокофьев написал в «Автобиографии»: «Весной 1914 года, в возрасте 23 лет, я окончил консерваторию по фортепиано и композиторству. Если к плохому качеству композиторского диплома я отнесся равнодушно, то на этот раз меня заела амбиция, и я решил кончить по фортепиано первым. Большую роль играло тут спортивное начало в связи с премией имени Рубинштейна... Для конкурса я выбрал не классический концерт, а свой. С классическим я не рассчитывал переиграть моих конкурентов, мой же концерт мог поразить воображение экзаменаторов новизной своей техники; они просто могли не сообразить, как я с нею справился. С другой стороны, если бы я проиграл конкурс, вышло бы не так зазорно, ибо не ясно было бы из-за чего я проиграл: из-за плохого ли концерта или из-за плохой игры. Из двух концертов я выбрал Первый; Второй прозвучал бы слишком дерзко в стенах консерватории... В результате длинного и бурного совещания премию присудили мне».

Необычайно яркий, напористый и полемичный для своего времени концерт стал, своего рода, манифестом нового и самобытного фортепианного языка, и впоследствии занял прочное место в репертуаре выдающихся пианистов и оркестров. С этим произведением молодой Сергей Прокофьев стремительно вошел в число выдающихся композиторов XX столетия.

Гениальные «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского созданы для фортепиано по ярким впечатлениям от выставки Виктора Гартмана, друга композитора, архитектора и художника. Гартман скоропостижно умер в возрасте 39-ти лет и по предложению великого русского критика и искусствоведа Владимира Стасова в 1874 году была проведена посмертная выставка его работ – рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий.

Посетив выставку, Мусоргский немедленно начинает сочинять музыкальную «прогулку» по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полета фантазии композитора. Эти музыкальные «картинки» Мусоргский связал своей «прогулкой», степенно и неспешно переходя из одного зала в другой, от одной «картинки» к следующей. За основу «выставки» Мусоргский взял заграничные рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Работа настолько увлекла Мусоргского, что весь цикл был написан всего за три недели.

В настоящее время существует огромное количество различных переложений и музыкальных трансформаций «Картинок с выставки» – для симфонических оркестров, рок-групп, всевозможных ансамблей и инструментов. В концерте в Большом зале филармонии прозвучит специально созданная версия для джаз-квартета и симфонического оркестра. Автор – известный российский джазовый и академический музыкант и аранжировщик Дмитрий Серебров.     


Санкт-Петербургский молодежный симфонический оркестр им. М.П.Мусоргского существует с 1926 года, когда, согласно постановлению Народного комиссариата просвещения РСФСР, в Ленинграде был учрежден Центральный музыкальный техникум (ныне училище им. М.П. Мусоргского) – первое учебное заведение такого типа в стране. В разные годы симфоническим оркестром техникума-училища руководили выдающиеся дирижеры И.А.Мусин, Е.А.Мравинский, И.Э. Шерман, Б.Я.Тилес, В.В.Калентьев, Ю.И.Симонов, В.А.Чернушенко, Н.Г.Алексеев. С начала 70-х оркестр несколько десятилетий возглавлял выдающийся дирижер и педагог Л.Я.Савич, воспитавший плеяду одаренных оркестровых музыкантов. Оркестр объединяет более 60 молодых музыкантов струнного и духового отделов училища, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, ведут активную сольную концертную деятельность. Оркестр регулярно выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, в репертуаре коллектива шедевры симфонической музыки различных эпох и направлений. В настоящее время руководителем коллектива является известный петербургский музыкант Юрий Серов.

Юрий Серов, дирижер и пианист

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А.Римского-Корсакова в 1991 г., аспирантуру в 1993 г., стажировался в Зальцбурге и Веймаре. В качестве дирижера, солиста-пианиста и ансамблиста гастролировал более чем в 35 странах мира, записал более 70 компакт-дисков для ведущих звукозаписывающих компаний России, Бельгии, Японии и США. Юрий Серов с 2012 по 2017 год работал главным дирижером Волгоградского академического симфонического оркестра, он является приглашенным дирижером Литовского национального симфонического оркестра и оркестра Карельской государственной филармонии, сотрудничает с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, с Национальным оркестром Белоруссии, с оркестром Белградской филармонии, с бельгийским оркестром Prima la Musica, с Филармоническим оркестром Каунаса, с Европейским камерным оркестром, с симфоническими оркестрами Сан-Пауло и Цинциннати, с филармоническими коллективами Саратова, Самары и других городов и стран. Юрий Серов – автор многочисленных лекций, статей и эссе о музыке, дает мастер-классы в Бразилии, Франции, Португалии, Бельгии и России.

Александр Болотин, фортепиано

Родился в 2000 году в Санкт-Петербурге. Начал учиться игре на фортепиано в 2008 году. В настоящее время – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова (класс профессора Александра Сандлера). Александр Болотин стал лауреатом 10 международных конкурсов, выступал в лучших залах Петербурга и Москвы, в ряде стран Европы, Израиле, Японии и США, сотрудничал с серьезными европейскими и российскими симфоническими оркестрами. Александр Болотин является лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования», лауреатом Общероссийского конкурса «Молодые дарования России», лауреатом именной стипендии Правительства Санкт-Петербурга им. А.П.Петрова. С 2017 года – Александр Болотин участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки

Игорь Бутман, саксофон

Народный артист России. Выдающийся российский музыкант и общественный деятель, выпускник Музыкального училища им. М.П. Мусоргского, джазовый исполнитель мирового уровня, Игорь Бутман выступает в самых престижных концертных залах сотен городов и стран мира, является основателем и творческим руководителем многочисленных уникальных джазовых проектов, имеющих большое значение для популяризации джазового искусства. 

Андрей Кондаков, фортепиано

Пианист и композитор, один из ведущих джазовых исполнителей современной России. Выступает на филармонических сценах и международных джазовых фестивалях в России, в Европе и США, создатель и идейный вдохновитель многих международных проектов. Преподаватель Санкт-Петербургского музыкального училища им. М.П.Мусоргского.

Гарий Багдасарьян, барабаны

Один из самых востребованных барабанщиков, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, Гарий Багдасарьян сотрудничает с ведущими джазовыми музыкантами Санкт-Петербурга. Преподает в Санкт-Петербургском институте культуры и в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. М.П.Мусоргского.

Владимир Кудрявцев, контрабас

Выпускник Музыкального училища им. М.П.Мусоргского работал в самых известных российский джазовых коллективах – в Ленинградском диксиленде Олега Кувайцева и Джазовой филармонии Давида Голощекина, сотрудничает с «Аквариумом» Бориса Гребенщикова и «Терем-квартетом», является руководителем ансамбля Grand Swing Band, преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. М.П.Мусоргского.

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург