Одноактные балеты
Кармен-сюита
Возрастная категория 12+
Музыка Жоржа Бизе – Родиона Щедрина
Хореография Альберто Алонсо
Мировая премьера: 20 апреля 1967 года, Большой театр, Москва
Премьера в Мариинском театре: 19 апреля 2010 года
В центре балета – трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего ее солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (арена, где происходит коррида).
Виолетта Майниеце
Хореограф-постановщик – Виктор Барыкин
Художник-постановщик – Борис Мессерер
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Продолжительность балета: 45 минут.
***
Юноша и Cмерть
Возрастная категория 16+
На музыку Иоганна Себастьяна Баха (Пассакалия до минор, BWV 582, в обработке для большого оркестра Отторино Респиги)
Либретто Жана Кокто
Хореография Ролана Пети
Премьера: 25 июня 1946 года, Театр Елисейских полей, Париж
Премьера на сцене Мариинского театра: 25 марта 1998 года
Премьера возобновления: 22 марта 2012 года
Спектакль «Юноша и смерть», поставленный в 1946 году в Париже стал одним из самых известных сочинений Ролана Пети и одним из самых желанных балетов для танцовщиков разных поколений. Первоначально хореограф сочинял танцевальный текст спектакля-миниатюры на популярную джазовую песню, и лишь накануне премьеры автор замысла и вдохновитель балета Жан Кокто предложил заменить музыку на Пассакалию Баха. О совпадении движений с музыкальными акцентами не могло быть и речи, на первом представлении даже боялись, что Пассакалии не хватит для созданной пластической композиции. Однако благодаря музыке Баха тема диалога художника со смертью, затронутая в балете, обрела масштаб. Мимодрама о встрече мятущегося творца с роковой красоткой оградилась от мелодрамы. Пассакалия Баха помогала исполнителям уйти от реализма: от конкретики разбросанных в комнате художника вещей – к задуманному Кокто состоянию хаоса, от однозначности взгляда юноши на часы – к ощущению безвременья. Нерв показанной на сцене встречи был знаком послевоенной Европе, тогда едва ли не каждый в зрительном зале мог подписаться под словами Жана Кокто: «Мне случалось переживать столь тягостные периоды, что смерть представлялась соблазном. Я привык не бояться ее и смотреть ей прямо в лицо».
Ольга Макарова
Хореограф-постановщик – Луиджи Бонино
Художник по свету – Жан-Мишель Дезире
Художник по декорациям – Георгий Вакевич
Художник по костюмам – Каринска
Продолжительность балета: 16 минут
Спонсор постановки – г-н Тошихико Такахаши.
One act ballets
Carmen Suite
Age category 12+
Music by Georges Bizet – Rodion Shchedrin
Choreography by Alberto Alonso
World premiere: 20 April 1967, Bolshoi Theatre, Moscow
Premiere at the Mariinsky Theatre: 19 April 2010
At the heart of the ballet lies the tragic destiny of Carmen the gypsy girl and José the soldier who falls in love with her, though Carmen abandons him in favour of the young Torero. The relationships between the protagonists and Carmen’s death at José’s hands is predestined by Fate. Thus the story of Carmen (in comparison with the literary source and Bizet’s opera) is presented symbolically, which is reinforced by the unity of the setting of the plot (an arena which hosts a bullfight).
Violetta Mainietse
Production Choreographer: Viktor Barykin
Production Designer: Boris Messerer
Lighting Designer: Vladimir Lukasevich
Running time: 45 minutes.
***
Le Jeune Homme et la Mort
Age category 16+
To music by Johann Sebastian Bach (Passacaglia in С Minor, BWV 582, arranged for full orchestra by Ottorino Respighi)
Libretto by Jean Cocteau
Choreography by Roland Petit
World premiere: 25 June 1946, Théâtre des Champs Élysées, Paris
Premiere at the Mariinsky Theatre: 25 March 1998
Premiere of the revival: 22 March 2012
The ballet Le Jeune homme et la mort, staged in 1946 in Paris, reflected the spirit of the post-war era and became one of the most well-known works of choreographer Roland Petit and one of the most sought-after ballets by dancers of different generations. Roland Petit initially created the dancing routines for a mini-production to a popular jazz song, but just before the premiere Jean Cocteau, mastermind and source of inspiration for the ballet, suggested changing the music to Bach’s Passacaglia. There was no talk of matching the movements to musical focal points; during the first performance the creators were afraid that the Passacaglia would not be long enough for the choreography. However, thanks to Bach’s music, the theme of an artist’s conversation with death, which is raised in the ballet, has acquired dimension and scope. Drama about the meeting of a restless artist with a fatal beauty was protected from melodrama. Bach’s Passacaglia helped the performers to get away from realism: from the specifics of the things scattered in the artist's room to the state of chaos required by Cocteau, from the youth's single-valued glance at the clock to the sense of timelessness. The nerve of the meeting shown at the scene was familiar to post-war Europe, then almost everyone in the auditorium could subscribe to Jean Cocteau's words: "I have experienced such painful periods that death seemed a temptation. I'm used to not being afraid of her and looking straight into her face".
Olga Makarova
Production Choreographer: Luigi Bonino
Lighting Designer: Jean-Michel Désiré
Set Designer: Georges Wakhevitch
Costume Designer: Karinska
Running time: 16 minutes.
Production Sponsor: Toshihiko Takahashi.