Концерт органной музыки «ЯРКИЕ ОБРАЗЫ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ»
6 +

Концерт органной музыки «ЯРКИЕ ОБРАЗЫ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ»

Описание
Концерт органной музыки
ЯРКИЕ ОБРАЗЫ ГЕРМАНИИ И ФРАНЦИИ

Д. Букстехуде, Г. Муффат, И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди, Л. Вьерн, Ж. Лангле
Лауреат международных конкурсов
АННА ЮСУПОВА
(орган, Калининград)


В программу концерта солистки Калининградской филармонии Анны Юсуповой включены сочинения немецких и французских композиторов XVIII-XX веков.

Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Концерт откроет Прелюдия ре минор Букстехуде.

Шесть Трио-сонат были написаны И.С. Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от исполнителя координации высокой степени. На концерте прозвучит Соната № 4 ми минор в трёх частях. Также будет исполнена Прелюдия и фуга ля минор - одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха, написанное в яркой виртуозной манере.

Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе - хорал «Отче наш на небесах».

Южнонемецкий композитор эпохи барокко Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Наиболее известным является сборник «Apparatus musico-organisticus», в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации «Nova cyclopeias harmonica». Токката I из этого цикла будет исполнена на концерте.

Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, представителем которой был Л. Вьерн. Он 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Перу Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Первые три симфонии принадлежат к довоенному периоду в творчестве композитора; в них он ищет формы самовыражения, постепенно отдаляясь от эстетики своих учителей - С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. В программе концерта две части из Симфонии № 3 фа-диез минор.

Ж. Лангле - органист и самобытный мастер с всегда узнаваемым композиторским стилем. Он формировался под влиянием неоклассицизма, творчества композиторов «Шестёрки», неофольклорных тенденций, традиций школы «Schola cantorum» (церковной музыки, неомодальности средневековых форм и жанров). К важнейшим влияниям стоит отнести творчество О. Мессиана, с которым Лангле был тесно связан ещё со студенческой скамьи. Их объединяло отношение к органному творчеству, как к высокой религиозной миссии. Оба трактовали органную композицию как музыкальный «комментарий» к Святому Писанию. Концерт завершит «Поэма счастья» Лангле.

Программа концерта:
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ре минор, BuxWV 140
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Трио-соната ми минор, BWV 528:
Adagio.Vivace - Andante - Un poco Allegro
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 6 ре минор, ор.65:
Choral - Andante sostenuto - Allegro molto
Fuga. Sostenuto e legato
Finale. Andante
Георг Муффат (1653-1704)
Токката I из сборника «Apparatus musico-organisticus»
Иоганн Себастьян Бах
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Луи Вьерн (1870-1937)
Adagio и Финал из Симфонии для органа № 3 фа-диез минор, ор.28
Жан Лангле (1907-1991)
Méditation и Acclamations из сюиты «Médiévale»
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург