Концерт органной музыки «И. С. Бах и его время»
6 +

Концерт органной музыки «И. С. Бах и его время»

Описание

Картина немецкой органной культуры, сложившейся к тому времени, когда на первый план вышла фигура И. С. Баха, была весьма разнообразной. Жанры токкаты и прелюдии, изначально имевшие литургическое применение, привлекали органистов возможностью сопоставлять контрастные образы, прихотливо чередовать свободные и строгие разделы, задействуя при этом все ресурсы инструмента. Три контрастирующих друг другу фугированных эпизода прелюдии BuxWV 163, основанные на запоминающихся, по-северонемецки рельефных темах, перемежаются с импровизационными фрагментами, идея которых – создать впечатление сиюминутного рождения музыки.

Пассакалия и чакона – близкие друг другу жанры, на которых зиждется музыка раннего барокко: основой обоих первоначально была идея импровизации на гармонический квадрат. Бесконечное варьирование неизменной басовой темы, допускающее её перегармонизацию и широкий спектр фактурных решений, сделало эту форму весьма популярной в немецкой органной музыке, где основная тема препоручалась педали – такова чакона Пахельбеля, одного из талантливейших мастеров вариаций (можно вспомнить не только шесть его органных чакон, но и знаменитый Hexachordum Apollinis). Более архаичной выглядит пассакалия Керля: отсутствие чëтких мелодических очертаний линии баса и какой-либо отграниченной педальной партии, клавирная фактура и идиоматика ранних итальянских образцов обнаруживают родство с Фрескобальди.

Бах в этой программе представлен как автор блестящих и филигранных органных переложений итальянских концертов. Обращаясь к этой музыке, он в какой-то мере переосмыслял органную фактуру, перенося на неё закономерности нового гомофонно-гармонического стиля и попутно решая сложнейшую задачу: изобразить на клавишно-духовом инструменте звучание струнных смычковых с их характерными штрихами.

Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)

В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Toккaтa № 12 си-бемоль мажор из сборника «Apparatus musico-organisticus»

Чарльз Джон Стэнли (1712–1786)
Волюнтари ор. 5, № 8 ре минор

Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия соль минор, BuxWV 163

Иоганн Каспар Керль (1627–1693)
Пассакалия ре минор

Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона ре минор

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт соль мажор
(обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского), BWV 592a:
Tempo giusto – Grave – Presto

Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах
Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799

Антонио Вивальди (1678–1741) - Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Tempo giusto – Adagio – Allegro

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург