Букстехуде, Бëм и Бах – три имени, рука об руку идущие в концертных программах. Среди всех композиторов, чьи сочинения изучал молодой Бах, именно Бëма и Букстехуде можно по праву назвать его непосредственными предшественниками: в своей практике они обращались к таким основополагающим для Баха жанрам, как хоральная обработка во всëм многообразии её разновидностей, а также свободные формы вроде прелюдии, преамбулы, фантазии или токкаты, фугированные части которых вскоре превратились у Баха в отдельные развëрнутые фуги.
Ре-минорная токката Букстехуде – тот случай, когда по одному сочинению можно составить полное представление о стиле композитора: всë, что было для него принципиально важным – как в плане музыкального языка, так и формообразования, – явлено здесь в концентрированном виде. Рельефность фигур и патетичность высказывания, характерные для северогерманской школы, несколько смягчены у Бëма, также неоднократно обращавшегося к подобным формам.
Фантазия соль мажор, озаглавленная Бахом как Pièce d'Orgue, относится к тем формам, к которым композитор обращался лишь единожды. В основе её – возведëнный в абсолют фактурный контраст разделов: монументальное полифоническое полотно, строящееся на архаичных коротких импульсообразных темах, обрамлено вступлением и заключением из стремительных летучих пассажей. Переход от предельной разреженности к предельной плотности (пятиголосная фактура органного Pleno, заполняющая весь диапазон инструмента) и обратно к разреженности столь стремителен, что оставляет загадочное впечатление образа, возникшего из ниоткуда и так же бесследно исчезнувшего.
Исполнитель:
Ольга Тарасевич(орган)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката in d, BuxWV 155
Георг Бём (1661–1733)
Партита «Jesu du bist allzu schöne»
Прелюдия in C
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Трио-соната Соль мажор, BWV 530
I. Vivace — II. Lento — III. Allegro
Концерт ля минор, BWV 593
I.[–] — II. Adagio — III. Allegro
Фантазия соль мажор, Pièce d'Orgue, BWV 572