Исполнитель:
Андрей Коломийцев – орган
Концерты в стенах лютеранских храмов – исконная петербургская традиция, уходящая корнями в XIX век. С самого начала на эти концерты приглашались не только члены церковной общины и не только лютеране, а люди любых вероисповеданий. Это были важные культурные события в масштабах всего города, и именно в лютеранских храмах петербургская публика открыла для себя вершину европейской духовной музыки – сочинения Баха и Генделя.
«Русская музыкальная газета» в самом начале XX века писала: «Духовные концерты, устраиваемые в церквах, имеют следующие преимущества: во-первых, нет банальной концертной залы с её обычными препаратами, слушатель как бы находится в гостях у Бога и непривычность обстановки особенным образом настраивает воображение; во-вторых, музыка остаётся в полном смысле слова невидимой, исполнители спрятаны, глаз не утомляется надоедливым созерцанием господ во фраках. Следовательно, остаётся только музыка, чистое впечатление музыки, оберегаемое священностью стен от всяких побочных впечатлений и раздражений.»
Этому описанию полностью отвечают концерты органной музыки в лютеранской церкви св. Екатерины на Васильевском острове. Продолжая славную петербургскую традицию, организаторы намеренно не отвлекают слушателей новомодными техническими приёмами и эффектами от собственно музыки, предоставляя ей звучать как можно ближе к авторскому замыслу в родной для неё обстановке – на настоящих акустических инструментах, в таинственном полумраке старинной церкви, озаряемом лишь подсветкой органа и колеблющимися отсветами алтарных свеч.
Концерт будет выдержан в основном в величественно-драматичной тональности до-минор, прозвучат произведения крупнейших немецкий композиторов XVII-XVIII в – Дитриха Букстехуде и Иоганна Себастьяна Баха. Видов произведений будет три: цикл вариаций на повторяющийся верхний голос (Хоральная партита), две остинатные формы (Чакона и Пассакалия), являющиеся, по сути, вариациями на повторяющийся нижний голос и несколько свободных сочинений прелюдийного характера, по большей части тяготеющие к клавирному стилю.