Описание
Четыре флейтовые сонаты И. С. Баха, которые прозвучат в концерте, по праву можно считать основой его наследия для этого инструмента; каждая из них по праву могла бы оспорить роль вершины флейтового барочного репертуара. Здесь Бах обращается к двум противоположным типам письма, в равной степени характерным для его исторического периода: сонаты BWV 1034 и BWV 1035 предназначены для флейты и basso continuo, сонаты BWV 1030 и BWV 1032 – для флейты и облигатного клавесина. Такое различие, могущее показаться современному слушателю на первый взгляд малосущественным, проливает свет на два типа распределения ролей в ансамблевой музыке эпохи барокко. В первом случае клавесину отводится роль функционального фундамента – при возможности максимальной фактурной свободы в реализации цифрованного баса; во втором ему предназначается несокращаемая (облигатная) выписанная партия – «вторая линия» к солирующей флейте, не уступающая ей в интонационной сложности и дающая большую возможность для имитационных сопоставлений и диалогических фактур.
Токката BWV 916 – единственное сольное сочинение для клавесина в этой программе, изысканно оттеняющее преобладание флейты. Семь клавирных токкат, созданные Бахом в ранний период творчества, в некотором роде подводят итог всему спектру проявлений токкатного письма добаховской эпохи – от Фрескобальди до Букстехуде. Чередуя разноплановые импровизационные эпизоды и объëмные, зачастую пространные фуги, Бах выстраивал индивидуализированную, дискретную форму, разделы которой соотносились тем или иным неповторимым способом. В отличие от ряда токкат, ориентирующихся на северонемецкий стиль, токката BWV 916 – единственная, где Бах задействует принципы формообразования итальянского концерта: трëхчастная структура сочинения включает в себя оживлëнное Allegro, в котором слышится явное сопоставление оркестровых групп ripieno и concertato, медленную среднюю часть и виртуозную заключительную фугу.
Исполнители:
Галина Матюкова (флейта-траверсо)
Дмитрий Зубов (клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Соната ля мажор для флейты и клавесина, BWV 1032
I. Vivace
II. Largo e dolce
III. Allegro
Соната ми минор для флейты и basso continuo, BWV 1034
I. Adagio ma non tanto
II. Allegro
III. Andante
IV. Allegro
Токката соль мажор для клавесина, BWV 916
Соната си минор для флейты и клавесина, BWV 1030
I. Andante
II. Largo e dolce
III. Presto
Соната ми мажор для флейты и basso continuo, BWV 1035
I. Adagio ma non tanto
II. Allegro
III. Siciliano
IV. Allegro assai
Токката BWV 916 – единственное сольное сочинение для клавесина в этой программе, изысканно оттеняющее преобладание флейты. Семь клавирных токкат, созданные Бахом в ранний период творчества, в некотором роде подводят итог всему спектру проявлений токкатного письма добаховской эпохи – от Фрескобальди до Букстехуде. Чередуя разноплановые импровизационные эпизоды и объëмные, зачастую пространные фуги, Бах выстраивал индивидуализированную, дискретную форму, разделы которой соотносились тем или иным неповторимым способом. В отличие от ряда токкат, ориентирующихся на северонемецкий стиль, токката BWV 916 – единственная, где Бах задействует принципы формообразования итальянского концерта: трëхчастная структура сочинения включает в себя оживлëнное Allegro, в котором слышится явное сопоставление оркестровых групп ripieno и concertato, медленную среднюю часть и виртуозную заключительную фугу.
Исполнители:
Галина Матюкова (флейта-траверсо)
Дмитрий Зубов (клавесин)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Соната ля мажор для флейты и клавесина, BWV 1032
I. Vivace
II. Largo e dolce
III. Allegro
Соната ми минор для флейты и basso continuo, BWV 1034
I. Adagio ma non tanto
II. Allegro
III. Andante
IV. Allegro
Токката соль мажор для клавесина, BWV 916
Соната си минор для флейты и клавесина, BWV 1030
I. Andante
II. Largo e dolce
III. Presto
Соната ми мажор для флейты и basso continuo, BWV 1035
I. Adagio ma non tanto
II. Allegro
III. Siciliano
IV. Allegro assai